Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

Содержание

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ

При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  2. а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Понятие и виды органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

  • федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

  • правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
  • комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

  • органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
  • органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
  • органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
  • органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

  • единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
  • коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Признаки исполнительной власти

Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.

Данная категория власти характеризуется следующими признаками:

  • в некоторой степени подчиненное положение по отношению к законодательной;
  • организующий характер (фактически преобразует политические задачи и указания в плоскость практической деятельности);
  • универсальность (эта форма власти реализуется на нескольких уровнях и в самых разнообразных социально-экономических и общественных сферах);
  • наличие в ведении значительных ресурсов (правовых, информационных, технических) без возможности их прямого использования.

Система органов государственной власти субъектов РФ

Организовывается в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Полнота власти этих органов оговаривается в статье 73 Конституции РФ. Их решения являются обязательными для государственных органов, местного самоуправления, должностных лиц и граждан данного субъекта.

На уровне субъектов РФ также происходит разделение органов государственной власти на три ветви:

  1. Законодательные. Их названия могут зависеть от национальных традиций народа. Например, Курултай в Башкортостане, Хасэ в Адыгее.
  2. Исполнительные. К ним относятся: президент республики, губернатор края или области, глава администраций, кабинеты министров и администрации.
  3. Судебные. В их числе конституционные суды и мировые судьи.

Идея разграничения власти на три составляющих служит демократическим принципом существования государства. В нанешнее время наша страна переживает ряд социальных и политических реформ. Это ведет к улучшению условий для реализации личности в обществе. Само общество становится более демократичным. Поэтому среди ученых-политологов существует мнение, что, по мере развития демократии, для России можно предсказать более четкое разделение властей.

Политика

  • Примеры готовых эссе по теме «Политика»
  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Состав федеральных органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти РФ

Она состоит:

  • из Правительства РФ;
  • федеральных министерств;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств.

Руководит министерствами Правительство РФ, федеральными службами и агентствами — тоже Правительство РФ напрямую или федеральные министерства. Но бывают случаи, когда министерства, агентства и ведомства подчиняются непосредственно Президенту РФ (см. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21).

Министерства, подчиненные Президенту РФ: Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство обороны, Министерство юстиции. Министерство иностранных дел.

Примеры служб и агентств, подчиненных Президенту РФ: Федеральная служба безопасности, Федеральное архивное агентство.

Правительство РФ

Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ). Этот орган является коллегиальным и состоит:

  • из председателя;
  • заместителей председателя;
  • федеральных министров.

Со структурой Правительства РФ, актуальной на момент написания статьи, можно ознакомиться на схеме ниже. Действующий состав данного государственного органа и любые изменения в составе всегда отражаются на официальном сайте Правительства РФ по .

Федеральное министерство

Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, основные функции которого:

  • разработка госполитики:
  • издание на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных и федеральных законов.

Во главе этой структуры находится федеральный министр (он входит в состав Правительства).

Примеры федеральных министерств в РФ: внутренних дел (МВД РФ), иностранных дел (МИД РФ), здравоохранения (Минздрав РФ) и др.

Федеральная служба

Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для контроля и надзора. Например, федеральная служба может контролировать исполнение органами госвласти, местного самоуправления, их должностными лицами, юрлицами и гражданами законодательства РФ. Также в сферу компетенции отдельных федслужб входят функции по обеспечению обороноспособности страны, госбезопасности, защиты госграницы, общественной безопасности и др.

Возглавляет федеральную службу директор. Иногда во главе этой структуры стоит коллегиальный орган.

Примеры: Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ) и др.

Федеральное агентство

Этот орган обычно создается для оказания государственных услуг, управления госимуществом и решения некоторых правоприменительных задач. Функции по контролю и надзору федеральное агентство обычно не исполняет.

Руководит федеральным агентством директор или коллегиальный орган.

Примеры: Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное медико-биологическое агентство и т. д.

Президент в системе органов исполнительной власти

Президент формально не является главой исполнительной власти. Однако он, как мы говорили выше, напрямую руководит рядом министерств и служб.

Кроме того, в отношении всех органов исполнительной власти глава государства осуществляет следующие полномочия:

  • назначает Председателя Правительства РФ после утверждения его кандидатуры Госдумой;
  • решает вопрос об отставке Правительства РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;
  • производит назначение и освобождает от должности его заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров после утверждения Госдумой их кандидатур;
  • издает указы и распоряжения;
  • имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти (в т. ч. субъектов РФ) в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам страны и в других установленных законом случаях.

Вам может пригодиться статья на сайте КонсультантПлюс «Проблема осуществления полномочий: указы и распоряжения Президента Российской Федерации». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Государственный совет

Для содействия реализации Президентом РФ своих полномочий в 2000 году был создан совещательный орган – Государственный совет

Перед оргнами поставлены задачи по обсуждению проблем, имеющих важное государственное значение, по содействию Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами власти и т.д

Госсовет возглавляет глава государства. В состав органа входят также Председатели Совета Федерации и Госдумы, руководители фракций в Госдуме, главы субъектов РФ, полномочные представители главы государства в федеральных округах (п. 7 указа Президента РФ «О Государственном Совете РФ» от 01.09.2000 № 1602).

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ ст. 83 основного закона была дополнена п. «е.5», в соответствии с которым Президент РФ формирует Госсовет. Ранее в Конституции РФ про этот орган не говорилось.  

Важно! 11.11.2020 Госдума приняла в первом чтении законопроект о Госсовете. В соответствии с ним Госсовет не совещательный, а конституционный орган, созданный для взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики

В его задачи входит:

  • подготовка для главы государства предложений по вопросам госстроительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления;
  • рассмотрение проектов законов и указов Президента РФ;
  • обсуждение основных параметров проекта закона о федеральном бюджете и т.д.

Обратите внимание! В состав Госсовета войдут премьер-министр, руководитель администрации Президента, председатели Госдумы и СФ, руководители регионов. По решения Президента РФ в его состав могут быть включены представители партий, имеющих фракции в Госдуме и представители местного самоуправления

Возглавлять орган по-прежнему будет глава государства.

***

Итак, мы изучили систему и структуру органов исполнительной власти РФ, принципы их формирования. В России систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство. Все органы данной ветви власти можно разделить на 2 уровня: федеральные и субъекта.

Органы МСУ не относятся к органам исполнительной власти, хотя активно с ними взаимодействуют и даже могут исполнять часть властных полномочий последних (при наличии соответствующего административного соглашения). 

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Система органов исполнительной власти РФ

Определение

Система органов исполнительной власти — это выстроенная по принципу иерархии совокупность госорганов, которые работают как единый механизм, чтобы поддерживать исполнительную власть по всей стране.

Напомним, что исполнительная власть — это одна из трех существующих в России ветвей власти (помимо законодательной и судебной). Основная цель деятельности всей системы федеральных органов исполнительной власти в РФ состоит в организации и обеспечении соблюдения Конституции РФ и других российских законов. Форма реализации властных полномочий — принятие различных подзаконных актов (например, постановлений, решений и др.).

Рекомендуем! Все о системе органов госвласти в нашей стране с подробными разъяснениями и примерами вы узнаете из нашей статьи .

Приведем общую классификацию органов исполнительной власти по нескольким признакам на схеме.

Принципы построения системы органов исполнительной власти

Можно выделить следующие основные принципы:

  1. Федерализм.
    Применение этого принципа выражается в том, что в общую систему входят система федеральных органов исполнительной власти и система органов исполнительной власти субъектов РФ (т. е. власть представлена на двух уровнях). Сферы компетенции госорганов этих двух уровней власти разграничены на уровне Конституции РФ (ст. 71–72). Однако у данных властных субъектов есть право заключать административные соглашения, согласно которым они могут передавать друг другу часть своих полномочий.
  2. Сочетание централизации и децентрализации.
    Принцип централизации проявляется таким образом: подавляющее большинство предметов ведения и полномочий исполнительной власти сконцентрированы все же в сфере компетенции федеральных органов исполнительной власти. Однако у госорганов регионального уровня имеются свои властные полномочия, которые они могут реализовывать независимо от федеральных органов. Кроме того, федеральные органы могут также делегировать часть своих полномочий региональным органам, что позволяет говорить о смещении решения определенных задач от центра к регионам.
  3. Законность.
    Никакие действия или акты органов исполнительной власти (как федеральных, так и региональных) не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам нашей страны.
  4. Ответственность.
    За ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и несоблюдение законодательства руководители и должностные лица органов исполнительной власти могут понести наказание.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Возникновение исполнительного органа власти

Многие современные страны выступают в качестве устоявшихся структур, управление внутри которых происходит на высшем уровне

Но, важно отметить, что так было не всегда. В самом начале государства в виде форм организации общества не существовали вовсе

Так, люди просто образовывали маленькие родоплеменные общины, контроль в которых основывался на моральных нормах. В то время данный вид организации общества вполне удовлетворял потребности человека. Но во время регулирования работы множества людей данный вид общины стал совершенно бесполезен. И это повлияло на смену формации. Появилось государство. В государстве существует множество направлений деятельности, которые отвечают за здоровое функционирование страны. Так, особую роль играют ведомства исполнительного характера.

Изначально не было разделения государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные. Такая классификация говорит о проявлении принципа разделения управления государством. Его разработка была осуществлена в период Нового времени при помощи теоретической работы Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. Со временем этот принцип очень быстро прошел процесс модернизации. Сегодня его применяют в большинстве стран в виде своеобразной основы работы государственных органов

Основная мысль данного принципа заключалась в том, что власть – это системное явление, которое важно осуществлять на коллегиальной основе. Кроме того, когда управление сосредотачивается в руках одного человека или же правящего верха, это негативно сказывается на жизни страны

Замечание 1

Такая система не дает возможности думать о интересах всего населения, и качественно контролировать его работу. Таким образом, на сегодняшний день данный принцип нашел активное применение и развитие в большинстве стран мира.

Основные понятия

Органами государственной власти называют организации (учреждения) власти. Они являются элементами структуры государства, обладают полномочиями в определенных сферах деятельности. Каждый государственный орган предназначен для управления страной на разных уровнях. Эти организации образуют систему органов государственной власти. Согласованность взаимодействия системы власти контролируется Президентом РФ, что указано в ст. 80 (часть 2) Конституции.

Признаки государственных органов, отличающие их от негосударственных

  • наличие властных полномочий;
  • законодательный порядок учреждения органа;
  • определенный набор функций;
  • собственная структура, государственные служащие;
  • наличие материальной базы (финансируется средствами федерального бюджета);
  • осуществление важных государственных задач.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.