Оплата труда педагогических работников среднего профессионального образования

Содержание

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

По общим правилам, установленным ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако для педагогов предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Примечание. Периоды каникул обучающихся, воспитанников, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются рабочим временем.

В зависимости от должности или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены Приказом Минобразования России от 24.12.2010 N 2075. Например, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

  1. 18 часов в неделю — устанавливается:
  • учителям 1 — 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
  • преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);
  • преподавателям специальных дисциплин 1 — 11-х (12-х) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
  • преподавателям 3 — 5-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 5 — 7-х классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;
  • педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;
  • тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
  • логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

Обратите внимание! Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними

  1. 20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам.
  2. 24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами (Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Обратите внимание! Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений

Снижение учебной нагрузки

Рассмотрим ситуацию, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с его нахождением (п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601):

  • в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске;
  • на учебных сборах;
  • в командировке;
  • на курсах при получении дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;
  • на больничном.

В таком случае установленный преподавателю годовой объем учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц без изменения размера средней месячной заработной платы, установленной на начало учебного года.

Для справки. В случае фактического выполнения преподавателем учебной нагрузки в день выдачи листка нетрудоспособности, день отъезда в служебную командировку и день возвращения из нее, при получении дополнительного профессионального образования без отрыва от работы учебная нагрузка не уменьшается.

Пример 2. Преподавателю на начало учебного года установлена годовая учебная нагрузка в объеме 1 000 часов (100 часов в месяц). В октябре он был направлен в командировку:

  1. с 1-го по 31-е число;
  2. с 1-го по 15-е число (на 11 рабочих дней).

Объем учебной нагрузки должен быть уменьшен:

  1. если преподаватель отсутствовал на работе по причинам, указанным выше, полный месяц — на 1/10, в данном случае на 100 часов (1 000 ч / 10 мес.);
  2. если преподаватель отсутствовал на работе не полный месяц — на 52 часа. Они рассчитаны следующим образом: 100 (количество часов педагогической нагрузки в месяц) x 11 (количество дней отсутствия на рабочем месте по календарю) / 21 (количество рабочих дней в ноябре согласно графику работы при пятидневной рабочей неделе).

Таким образом, уменьшенный годовой объем учебной нагрузки составит:

  1. 900 часов;
  2. 948 часов.

За время нахождения работника в командировке ему выплачивается средний заработок. За время работы оплата труда осуществляется исходя из размера средней месячной заработной платы, определенной на начало года (факт уменьшения объема годовой учебной нагрузки не должен сказаться на размере оплаты труда).

Мнение чиновников. Чиновники Минобрнауки России в Письме от 10.10.2016 N 06-1188 разъяснили, что при наличии пробелов в правовом регулировании правоотношений российское законодательство предусматривает возможность применения аналогии закона (права), то есть применения норм, регулирующих сходные отношения, а также общие начала и смысл трудового законодательства и принципы разумности и справедливости.

По их мнению, в случае направления работодателем педагогического работника для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность (несмотря на то, что Приказом N 1601 в описанном случае не предусмотрено уменьшение педагогу определенного объема годовой учебной нагрузки) целесообразно и обоснованно применять п. 4.4 Приложения 2 к Приказу N 1601, как это установлено при направлении в командировку, поскольку трудовое законодательство предусматривает в обоих случаях равные гарантии и компенсации.

Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ работникам, направленным для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые установлены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Преподавателям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года (например, в связи с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп), до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года (п. 4.7 Приложения 2 к Приказу N 1601).

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности. Надбавки к окладу бывают двух видов:

Надбавки к окладу бывают двух видов:

  • обязательные;
  • необязательные.

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений

2.1. Орган местного самоуправления (учредитель образовательного учреждения) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений (например, в объеме 5% от ФОТ по муниципалитету) по следующей формуле:

ФОТц.ст = ФОТ x ц,

где ФОТц.ст — отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;

ФОТ — фонд оплаты труда образовательного учреждения;

ц — централизуемая доля ФОТ. (Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ — 5%. Размер или диапазон ц устанавливается органом местного самоуправления.)

2.2. Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления (приложение 1), в котором могут учитываться:

  • результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) на 3-й ступени и других независимых внешних формах оценки качества обучения на 1-й и 2-й ступени;
  • результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;
  • физическое и психическое здоровье учащихся (по результатам мониторинга);
  • создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
  • количество преступлений и административных правонарушений, совершенных учащимися образовательных учреждений;
  • количество обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до достижения ими 15-летнего возраста и не продолжающих обучение в других образовательных учреждениях или организациях;
  • участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.

Нормативная база

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
  • профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
  • профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

  1. квалификационный уровень:
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • старший вожатый;
  1. квалификационный уровень:
  • инструктор-методист;
  • концертмейстер;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • воспитатель;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • педагог-психолог;
  • старший инструктор-методист;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • преподаватель;
  • преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • старший воспитатель;
  • старший методист;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед (логопед).

Нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам«.

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Подводные камни НСОТ

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

https://youtube.com/watch?v=T_NfImBHRgI

Почасовая оплата труда

В соответствии с гл. 5 совместного Письма Минобрнауки и Профсоюза народного образования и науки N АФ-947/96 при оплате за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев; за часы педагогической работы с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного учителям при тарификации, а также при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения, применяется почасовая оплата труда.

Размер оплаты одного часа указанной педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году).

Если педагогический работник замещал отсутствующего сотрудника свыше двух месяцев, то оплата его труда со дня начала замещения за все часы педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднего педагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные сверх установленной годовой учебной нагрузки, а также отработанные при замещении временно отсутствовавших по болезни и другим причинам педагогических работников, производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем деления месячной ставки заработной платы на 72 (среднемесячное количество часов), только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячной заработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебной работы.

Методика расчета почасовой оплаты при проведении занятий, курсов, лекций с привлечением высококвалифицированных специалистов иная. Ставки почасовой оплаты труда в этом случае определяются исходя из размера ставки первого разряда ЕТС и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда. В этих целях можно использовать условия и коэффициенты ставок почасовой оплаты труда, утвержденные Постановлением Минтруда России N 7 <8>:

  • в случае преподавания в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, при обучении рабочих, работников, занимающих должности, требующие среднего профессионального образования, слушателей курсов установлены следующие коэффициенты: для профессора, доктора наук — 0,2, для доцента, кандидата наук — 0,15, для преподавателей, не имеющих ученой степени, — 0,1;
  • при обучении студентов применяются такие коэффициенты: для профессора, доктора наук — 0,25, для доцента, кандидата наук — 0,2, для не имеющих ученой степени — 0,1;
  • в случае обучения аспирантов, слушателей учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов: для профессора, доктора наук — 0,3, для доцента, кандидата наук — 0,25, для преподавателей без ученой степени — 0,15.

<8> Постановление Минтруда России от 21.01.1993 N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании».

Как быть с повышающими коэффициентами?

Обычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.

При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:

  1. Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
  2. Выполняемая работа – насколько она важна?
  3. Профессиональной подготовки.
  4. Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
  5. Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.

Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения

3.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

  • на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;
  • на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

3.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения (ФОТоу) состоит из базовой части и стимулирующей части:

ФОТоу = ФОТб + ФОТст.

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу x ПП,

где ПП — стимулирующая доля ФОТоу. (Рекомендуемый диапазон ПП от 20 до 40%. Значение ПП определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.)

3.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:

ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп,

где ФОТауп — доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТпп — доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп — доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп — доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда:

  • фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
  • фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТувп) устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп = ФОТоу x ПП,

где ПП — доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, в общем ФОТ. (Рекомендуемое оптимальное значение ПП — 70%. Значение или диапазон ПП определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением.)

3.5. Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

Как правило, при введении новой системы оплаты труда в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.

Однако при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс.

Тем самым закрепляется заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.

Денежное вознаграждение

Правительство РФ устанавливает должностные оклады посла РФ и торгового представителя РФ в каждом государстве. Должностные оклады (оклады) остальных работников определяются в процентном отношении от должностных окладов посла России и торгового представителя России.

Указом Президента РФ от 28.08.2001 N 1080 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)» (с посл. изм. и доп.) установлены размеры денежного вознаграждения, выплачиваемого указанным лицам в дополнение к установленным денежным выплатам в иностранной валюте. В соответствии с этим нормативным правовым актом индексация или повышение денежного содержания в рублях осуществляется в размерах и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 766 «О повышении денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» внесены изменения в Указ Президента РФ от 28.08.2001 N 1080, согласно которому денежное вознаграждение этих должностных лиц с 01.08.2006 повышено в 1,15 раза.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» указанным должностным лицам выплачивается:

  • денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада;
  • месячные оклады в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, месячные оклады в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации (дипломатическими рангами), ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренные в ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в рублях, в размере 20%.

Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 764 поручено Правительству РФ установить размеры месячных должностных окладов в иностранной валюте и порядок их выплаты федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 912 (с посл. изм. и доп.) установлены размеры должностных окладов работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, включая представительства Российской Федерации, представительства федеральных органов исполнительной власти и представительства государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Работникам, направляемым на работу в представительства за границу, выплачиваются со дня вступления в силу трудового договора до дня пересечения границы Российской Федерации денежное вознаграждение, денежное содержание, заработная плата, тарифная ставка (оклад) в рублях. Со дня пересечения границы Российской Федерации наряду с денежным вознаграждением, денежным содержанием, заработной платой, тарифной ставкой (окладом) в рублях — должностной оклад в иностранной валюте и надбавка к должностному окладу в иностранной валюте (при наличии оснований для ее установления).

Порядок установления денежного обеспечения в иностранной валюте, а также порядок исчисления и выплаты денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы, тарифной ставки (оклада) в рублях указанным работникам устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.