Что такое школа для приемных родителей

Институт коучинга приёмных родителей

В настоящее время АНО Центр развития социальных проектов начинает реализацию программы дистанционного дополнительного образования для замещающих родителей «Помогающий родитель» (Онлайн институт коучинга (консультирования) приемных родителей). Программа осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.

Ее целью является подготовка опытных приемных родителей к роли консультанта замещающих семей по вопросам воспитания приемного ребенка и разрешения кризисных ситуаций. Программа обучения рассчитана на 100 ак.час., включая базовые курсы лекций по возрастной психологии, психологии и педагогике семьи, социальной психологии, медиации, основам здоровья в детском и подростковом возрасте и др. В ходе программы будут разбираться вопросы психологии и педагогики замещающего родительства, особенности сопровождения семей, принявших на воспитании подростков, сиблингов, детей ОВЗ, юридические аспекты, связанные с защитой имущественных и неимущественных прав подопечных и пр. Также предусмотрены практические занятия, проверочные работы, тестирование. Основу занятий будут составлять реальные кейсы. По результатам обучения участники программы получат официальный документ о прохождении программы дополнительного образования.

Прохождение замещающими родителями программы дополнительного образования: повысит их уровень родительских компетенций; сформирует профессиональные компетенции консультанта, что позволит работать волонтером в службе сопровождения (а при наличии высшего профессионального образования — сотрудником службы) или стать наставником приемных семей; даст возможность преподавать в школе приемных родителей.

Реализация комплексной программы дополнительного образования замещающих родителей предоставит замещающим родителям, желающим оказывать поддержку другим семьям, все необходимые знания и навыки для дальнейшего сопровождения замещающих семей. А дистанционная форма реализации программы обеспечит ее доступность участникам из любого субъекта РФ. Обучение замещающих родителей знаниям и технологиям сопровождения кризисных семей повысит качество сопровождения замещающих семей в целом, и, как следствие, позволит сократить число возвратов детей в организации для детей-сирот.

Участником проекта дополнительного образования смогут стать замещающие родители (любой формы семейного устройства): а) имеющие высшее педагогическое, психологическое, правовое образование и предоставившие рекомендацию от органа опеки и попечительства или официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание; б) имеющие высшее образование, активно участвующие в общественной работе по подготовке и поддержке замещающих родителей, и предоставившие рекомендации от органа опеки и попечительства и (или) официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание.

Вступительным испытанием является предоставление слушателем кейса из своего опыта или опыта знакомых приемных семей, в котором описывается ситуация/ проблема, связанная с приемным ребенком (детьми), и ее решение (как удачное, так и неудачное). Кейс описывается в свободной форме в электронном виде и прикладывается к заявке.

Занятия по программе будут проводиться в онлайн формате с 1 марта по 30 июня 2021 года.

В программе может принять участие только один из родителей от одной замещающей семьи.

Для участия в программе необходимо направить заявку и документы см. Приложение

Заявки принимаются с 25 января по 10 февраля по электронному адресу: info@centrrsp.ru

С 15 по 28 февраля будет проходить заочный отбор кандидатов на зачисление в программу. Кандидаты успешно прошедшие зачисление будут проинформированы об этом по электронной почте.

В связи с чем, предлагаем Вам направить информацию о данной программе в региональные отделения Совета, а также руководителям региональных организаций замещающих семей для донесения этой информации до замещающих родителей.

Необходимые документы:1. Заявка по форме 2. Рекомендация от органа опеки или объединения замещающих семей (по форме)3. Кейс (в свободной форме)4. Согласие на обработку персональных данных. Заявки принимаются только при наличии полного комплекта документов на каждого участника.

doc, 27 Kb

Как выбрать школу и записаться в нее

Желающий пройти обучение выбирает Школу на сайте Минобрнауки. После выбора, он обращается в органы опеки с заявлением о прохождении обучения.

Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

Министерством образования и науки установлены единые требования к программе подготовки кандидатов. Но в регионах программа курса может иметь свои особенности. Общими для всех являются требования к освещению тем, нацеленных на успешную адаптацию ребенка в семье, социуме.

Отдельно выделяются темы, посвященные его правам и потребностям, особенностям развития и уходу за ним, навыкам управления при «трудном» поведении.

Программа освещает законодательные основы оформления опеки над ребенком, его правового положения, требования к кандидатам.

Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР

Родители, готовые к трудностям, смогут получить психологическую поддержку. Обменяться опытом с семьями, уже воспитывающими приемного ребенка. Это даст уверенность для преодоления трудностей, появится понимание мотивов поведения ребенка, а также как вести себя с ним. Родители поймут, как помочь ему адаптироваться в обществе и справиться с последствиями травмирующих ситуаций.

Школа позволит кандидатам освоить:

  • навыки воспитания;
  • психологические мотивы поведения ребенка, влияние его прошлого опыта на нынешнее поведение;
  • особенности адаптации в семье;
  • основы законодательства в части прав ребенка;
  • требования законодательства к приемным родителям, а также существующие меры поддержки;
  • основы ухода за ребенком, его потребности в зависимости от возраста.

Программа ШПР

Программа обучения в ШПР составляется органами опеки и попечительства субъектов РФ и может разнится, но в ней всегда присутствуют четыре основных блока:

  1. Психолого-педагогический. Преподаются аспекты возрастных   особенностей детей, приемы и методы воспитания. Создается и психологический портрет самих кандидатов в приемные родители. Рассказывается о семье, как форме воспитания: проблемах, конфликтах и способах их решения. Педагоги –психологи расскажут, когда и как открыть ребенку правду о его настоящих родителях, проработать имеющиеся эмоциональные травмы. Работа ведется и с самими претендентами в усыновители: их ожиданиями, сомнениями относительно принятого решения.
  2. Медицинский блок направлен на усвоение правил оказания первой помощи ребятам, методах диагностики в лечебных учреждениях.  Важные знания даются в части развития детей с особенностями или задержками психического развития. Здесь будущих мать и отца научат элементарным навыкам обработки ран, основам правильного питания.
  3. Социальное направление программы поможет дать ответы на вопросы   адаптации маленького человека в обществе: отношения в школе, со сверстниками, коммуникации с другими членами семьи.
  4. И, наконец, юридические вопросы. Освещаются темы , объема положенных выплат и социальных гарантий. Оказывается помощь в составлении документов: заявлений, прошений, в том числе и при смене форме устройства детей.

Формы обучения на курсах многообразны: лекции, тренинги, тесты, практические занятия, упражнения, индивидуальные или групповые собеседования, постановка ролевых сценариев.Может быть предложено написание сочинения на тему приема ребенка в свою семью.

Отдельное место в системе обучения отводится институтам наставничества и обмена информацией, когда более опытные приемные семьи в рамках коллективных тренингов передают знания своим начинающим коллегам.

Приветствуется похождение подготовки в ШПР обоих супругов, желающих принять детей в семью на воспитание, не возбраняется участие других совместно проживающих родственников.

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Семейный кодекс РФ (статья 127), устанавливая требования к усыновителям, в числе прочих указывает на необходимость подготовки претендентов по специальным программам. Такие условия приняты с 1 сентября 2012 года.

Ключевые моменты организации работы школы приемного родителя прописаны в приказе Минобрнауки РФ № 253:

  • ответственность за развитие системы школ возложена на регионы;
  • субъекты РФ сами прописывают требования к программе на территории и форму обучения;
  • установлено сколько длится прохождение курсов в школе приемного родителя: срок не может быть менее 5 и более 180 дней;
  • определение учреждений, в которых созданы курсы обучения родителей возложено на отделы опеки и попечительства;
  • ожидание для кандидатов в усыновители на обучение в ШПР не должно превышать 30 дней;
  • для зачисления требуется письменное заявление;
  • проводить курсы для молодых приемных родителей вправе только специалисты, имеющие профильное образование;
  • работа с усыновителями должна проводиться индивидуально либо в небольших группах (до 15 человек).

Обучение осуществляется бесплатно, но, если в ШПР есть дополнительные курсы, выходящие за рамки основной программы, они могут быть и возмездными.

В настоящее время некоторые школы предлагают дистанционные варианты обучения, законодатель это не запрещает. Но процесс получения знаний в отрыве от практических занятий и «живого» общения, должного эффекта не даст.

Подготовка потенциальных принимающих родителей:

ОЧНАЯ форма обучения:

6 недель

Занятия проводятся в период с сентября по июнь согласно установленному годовому расписанию: 

ОЧНО-ЗАОЧНАЯ форма обучения:

от 8 недель, но не более 6 месяцев

Занятия проводятся круглогодично.

Сопровождение слушателей уже принявших детей (поддержки и сопровождения):

Однократное обучение 2 месяца и поддержка в течение 6 месяцев и далее  полугодовые абонементы поддержки.

1 курс «Базовый» — подготовка к приему ребенка в семью

Мы приглашаем граждан, желающих принять ребенка в семью – усыновителей и опекунов. Это основной, базовый курс.

Цели курса — помочь слушателю разобраться в своих чувствах и намерениях, дает системные знания по всем областям знаний, необходимых для успешного и надёжного создания новой семьи, позволяет морально и практически подготовиться к приему ребёнка

Этот курс позволяет слушателю:

• Разобраться в требованиях, предъявляемых к усыновителям и опекунам. 
• Освоить процедуру подготовки документов.
• Реально оценить собственные силы и возможности для принятия ребёнка в семью.
• Разобраться во влиянии генетики и социальных факторов на развитие ребёнка.
• Понять особенности развития и состояния здоровья детей из учреждений.
• Узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родственниками.
• Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования. 
• Научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству дома, общению с окружающими и социумом в процессе подготовки и принятия ребенка в семью.

Далее:Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Запись на Курсы

2 курс «Поддержка» — сопровождение и развитие компетенций

Мы приглашаем граждан, принявших детей  в свои семьи – усыновителей и опекунов. 

Прежде всего, этот курс будет полезен родителям, принявшим ребенка недавно и находящимся ещё на самом трудном этапе — на стадии адаптации. Это примерно первый год-два с момента принятия ребенка. 

Цели курса: 

Моральная поддержка недавно принявших в семью ребенка родителей – консультирование, обсуждение ситуаций и помощь в поиске внутренних и внешних ресурсов. Обсуждение типичных ситуаций в части поведения детей, супруга, соседей. Сопровождение это регулярное общение не только для выработки стратегии и тактики, но и для моральной поддержки, снятия тревожности, проработки страхов. По мере необходимости к сопровождению привлекаются все нужные специалисты, а так же опытные принимающие родители готовые поделится опытом. Всё это позволяет не только решать все возникающие задачи, но и чувствовать себя значительно уверенней и спокойней.
Этот курс позволит слушателю
• Получить индивидуальные консультации специалистов психолога, специалиста по социальным вопросам  по системе интернет-телефонии — Скайп, в закрытой конференции в переписке.
• Получить реальное сопровождение специалистов при изменении формы устройства и оформлении документов на ребенка через консультирование, предоставление нормативных актов, помощь в подготовке текстов заявлений, обращений.
• Провести аудит подготовленных документов на предмет правильности оформления  и т.д.
• Узнать как компенсировать моральные травы и негативный опыта, полученный детьми в кровной семье и учреждениях.
• Повысить свои родительские компетенций в области воспитания, взаимодействия с ребенком и членами семьи.
• Узнать как объяснить ребенку его происхождение. Как выстроить отношение к кровным родственникам, получить материалы для работы с ребенком.
• Обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству нового быта, общению с окружающими и социумом – обсуждение в сообществе, проведение «встреч» выпускников.
В ближайшее время мы организуем  систему персонального наставничества,  когда  опытные родители со сходными для новичков ситуациями смогут делиться своим опытом. Такая очная консультация у нас уже существует см.»Беседка».
В курс «Поддержка» включен ряд тем «Базового» курса. Это позволит тем, кто не проходил «Базовый» курс получить базу для дальнейшего развития компетенций и лучше понимать новый материал. Если вы не проходили 1 «Базовый курс», пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со всеми темами курса («Базовый» курс имеет выденный вид).

Далее: Ознакомиться с Программой Курсов | Преподаватели Школы | Правила для Слушателей | Запись на Курсы

Для того, чтобы ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ или ЗАДАТЬ ВОПРОС

просто позвоните:

+7 (495) 723-98-91

или

+7 (903) 572-99-39

(с 9:00 до 21:00 часа)

или отправьте запрос на адрес:

Начало пути

Обучение в «Родительском мосте» состоит из нескольких этапов. Все начинается с первичного приема — одного или двух, затем следует первый групповой тренинг, а дальше — от 12 до 25 часов индивидуальной работы с психологом. В этот период психологи всегда рядом с человеком, чтобы отслеживать его эмоциональное состояние.

Такая длительная подготовка задумана неспроста: в это время специалист изучает личностные и семейные риски и ресурсы кандидата, чтобы оценить, насколько он готов принять ребенка, и в какой степени осознана его мотивация стать приемным родителем.

Около 30 процентов кандидатов на этом этапе оставляют мысль стать приемным родителем, тогда как по итогам всего обучения отсеиваются около 15 процентов.

«Индивидуальная работа с психологом до старта школы как раз дает возможность такого плавного постепенного входа, — рассказывает выпускница Школы Екатерина. — Тогда человек приходит в групповую работу с пониманием себя и представлением о будущем родительстве».

Часто в фонд обращаются родители, для которых еще не закрыта дверь в кровное родительство. Возможно, недавно они перенесли перинатальные утраты, еще не до конца их пережили и в душе еще надеются родить «своих» детей

Таким кандидатам особенно важно пройти весь путь осознания собственной мотивации, иначе приемный ребенок будет принят от безысходности, а значит, с высокой степенью сопротивления, негодования или протеста. Ему будет сложно адаптироваться в семье, да и сами родители рискуют своим психологическим здоровьем и сохранностью семьи

Кому нужно проходить обучение в школе приемных родителей

  • при усыновлении;
  • для лиц, оформляющих опеку над ребенком, возрастом до 14 лет;
  • при патронажном или гостевом воспитании ребенка из детского дома.

Проходить обучение не придется:

  • остальным родственникам ребенка, не названных в перечне лиц, обязанных пройти обучение;
  • уже осуществляющим длительное время опеку над ребенком лицам.

Важно. Обучение предназначено в первую очередь для тех, кто впервые сталкивается с воспитанием приемного ребенка

Поскольку оно помогает оценить свои силы, и подготовиться к трудностям. Полезно оно и для тех, кто сомневается в своих возможностях, ведь школа предлагает тесты для оценки мотивации и сильных и слабых сторон кандидата.

В помощь приемным родителям

Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область
Республика Адыгея
Показать больше

Свидетельство о прохождении ШПР

Документ будет выдан после прохождения обучения органами опеки. Его форма установлена Министерством образования и науки РФ. Свидетельство подтверждает прохождение курса подготовки, в нем указывается срок обучения и пройденная программа, а также кому и кем выдан документ.

Документ действует бессрочно по всей России. Но для того чтобы он был признан органами опеки, обучение нужно пройти в школе, аттестованной на образовательную деятельность в этой сфере.


Свидетельство о прохождении ШПР

Принимаются ли свидетельства из других регионов и стран

Выданные свидетельства действуют на всей территории России. Если кандидат прошел обучение в одном регионе, а потом переехал в другой, переучиваться не придется. Принимаются и документы о прохождении курсов в другой стране, при условии соответствия программы обучения.

Институт коучинга приёмных родителей

С марта по июнь 2021 года Центром развития социальных проектов была реализована первая дистанционная программа дополнительного образования — Помогающий родитель» (Онлайн институт коучинга (консультирования) приемных родителей).

Участниками программы стали 150 замещающих родителей (любой формы семейного устройства) из 45 регионов РФ: а) имеющие высшее педагогическое, психологическое, правовое образование и предоставившие рекомендацию от органа опеки и попечительства или официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание; б) имеющие высшее образование, активно участвующие в общественной работе по подготовке и поддержке замещающих родителей, и предоставившие рекомендации от органа опеки и попечительства и (или) официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, успешно прошедшие вступительное испытание.

Цель программы — подготовка опытных приемных родителей к роли консультанта замещающих семей по вопросам воспитания приемного ребенка и разрешения кризисных ситуаций. Программа обучения рассчитана на 100 ак.час., включая базовые курсы лекций по возрастной психологии, психологии и педагогике семьи, социальной психологии, медиации, основам здоровья в детском и подростковом возрасте и др.

В ходе программы были рассмотрены вопросы психологии и педагогики замещающего родительства, особенности сопровождения семей, принявших на воспитании подростков, сиблингов, детей ОВЗ, юридические аспекты, связанные с защитой имущественных и неимущественных прав подопечных и пр; проведены практические занятия, проверочные работы, тестирование.

Основу занятий составляли реальные кейсы.

По результатам обучения 114 участников программы получили официальный документ о прохождении программы дополнительного образования.

Прохождение замещающими родителями программы дополнительного образования позволило: повысить уровень их родительских компетенций; сформировать профессиональные компетенции консультанта, что позволит работать волонтером в службе сопровождения (а при наличии высшего профессионального образования — сотрудником службы) или стать наставником приемных семей; даст возможность преподавать в школе приемных родителей. Программа была реализована с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Что такое Школа приемных родителей (ШПР)

Основы работы Школы определяет Минобрнауки. Ведомством установлены правила к организации обучения:

  1. Форма обучения и ее конкретное содержание определяются на региональном уровне.
  2. Место прохождения обучения определяют органы опеки.
  3. Кандидаты, желающие пройти подготовку, подают заявление и ожидают решения в течение месяца.
  4. Длительность программы определяется на местном уровне, и составляет от 5 до 180 дней.
  5. Преподавателями могут быть назначены люди, обладающие специализированными знаниями, что подтверждается сертификатами и дипломами.
  6. Обучение происходит индивидуально или в мини-группах.
  7. Программа обучения для приемных родителей бесплатна.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

А что потом?

После обучения в Школе выпускники получают диплом и психологическое заключение, которое предоставляют в органы опеки. Но на этом все не заканчивается — впереди их ждетмедицинское обследование, и только после этого они могут встать на очередь за ребенком.

Психологи фонда могут дать родителям отрицательное заключение и не рекомендовать брать ребенка, однако финальное решение всегда остается за органами опеки.

«Мы часто наблюдаем ситуации, когда мотив человека стать приемным родителем связан с какой-то болью, которую он неосознанно пытается компенсировать, — рассказывает Марина Левина. — С такими людьми мы можем работать индивидуально очень долго, вплоть до года. После этого они либо оставляют мысли о приемном родительстве, либо возвращаются через время, но уже в другом состоянии и с другой мотивацией

Если же люди приходят к мысли, что они просто хотят ребенка — не важно, кровного или приемного, — это та позитивная установка, от которой можно двигаться дальше»