Органы социального обеспечения

Содержание

Понятие социальной защиты в широком и в узком смысле

В широком смысле слова можно понимать социальную защиту как некую систему социальных отношений, при которых человек может самолично позаботиться о себе, создать для себя условия духовного развития и жизнедеятельности. В таком значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий человеческих прав. Если говорить о социальной защите в узком смысле слова, то рассуждают об определенной социальной политике государства, желающего с помощью правовых мер обеспечить удовлетворительное или просто безбедное существование группам населения, находящимся в весьма сложном материальном положении и неспособным улучшить его без поддержки извне.

Соотношение социального обеспечения и социальной защиты допустимо выявить более объективно на базе имеющегося международного опыта правового регулирования данных общественных категорий.

Пример 1

Например, можно рассмотреть конвенцию МОТ № 102 О минимальных нормах социального обеспечения от двадцать восьмого июня 1952 года, вступившую в полную силу для РФ в 1995 году.

Данная Конвенция установила минимально возможные нормы для нескольких разделов социального обеспечения. Данные разделы включают:

  1. Медицинское обслуживание.
  2. Пособие по безработице.
  3. Денежные выплаты по болезни.
  4. Денежное пособие по старости.
  5. Семейное денежное пособие.
  6. Денежное пособие при производственном травматизме.
  7. Денежное пособие по беременности.
  8. Денежное пособие по потере кормильца.
  9. Денежное пособие по инвалидности.

МОТ были установлены виды соцзащиты в прямой зависимости от разновидности социальных, а также несоциальных факторов. Получается, что можно сделать вывод о том, что социальная защита и социальное обеспечение являются разными категориями, и, при этом, социальная защита может иметь своим объектом также общественные отношения, которые не связаны с социальным обеспечением. Естественно, конвенция МОТ № 102 не охватывает абсолютно все проблемы, которые требуют социальной защиты граждан, но она рассчитана на те государства, которые находятся на стадии позитивного (то есть нормального) социального развития.

Замечание 2

На данный момент РФ нельзя причислить к таковым странам. России на данный момент нужна более обширная и при этом эффективная система органов социальной защиты.

Отдельные авторы отождествляют социальную защиту и общее понятие социальной политики, считая, что соцзащита в широком смысле – это некий круг мероприятий, которые нацелены на создание благоприятных условий работы, а также жизни в условиях рынка, на обеспечение улучшения жизненного уровня населения (согласно Ф.М. Фельдману).

Это довольно логично, так как социальная политика социального государства, прежде всего, должна направляться на социальную защиту своих граждан, но данный круг мероприятий только частично обозначает необходимые направления социальной защиты. За ее пределами остались таковые меры, как предупреждение, а также борьба с преступностью, защита окружающей среды и природы, меры, которые направлены на их сохранение.

Замечание 3

Можно сказать, что создание результативной системы социальной защиты считается неотъемлемым условием развития любого общества, особенно в условиях отношений рыночного характера. Оно является необходимой платой и общества, и бизнеса за социальный мир, стабильность существующей социальной системы, а также за возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Пособия

Действующим законодательством Российской Федерации предусматривается обеспечение граждан, а также их семей многими разновидностями пособий, связанных с социальным обеспечением. Анализ актуальных признаков понятия позволяет выделить черты, которые помогают разграничить пособия и иные категории социального характера:

  • Выплаты денежного характера, которые назначаются отделом соц. обеспечения.
  • Ежемесячные или разовые выплаты.
  • За счет государственного бюджета, денежных средств предприятий, которые аккумулированы в ФСЗН и иных фондах.
  • Алиментарный характер.
  • По решению Департамента соц. обеспечения выплачиваются людям и их семьям в случаях, предусмотренных законодательством. Цели выплат: возмещение или восполнение утраченного заработка по причине беременности, болезни; покрытие расходов дополнительного характера, которые вызваны смертью, рождением ребенка, необходимостью лечения; оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, женам военнослужащих, одиноким матерям в воспитании детей.
  • Суммы в некоторых случаях зависят от прошлого заработка, в остальных – в твердом размере.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Понятие и цели предоставления

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:

  1. Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
  2. Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
  3. Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.

С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:

  • повышение уровня жизни населения страны;
  • увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
  • установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
  • контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
  • увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Подставленное государством в трудный момент плечо, помогает малоимущим семьям преодолеть возникшие в их жизни сложности.

Что означает понятие «социальная защита»

Защита населения — это форма общественной политики государства. Она представляет собой комплекс мер и отдельную категорию распределения бюджетных денег, образующихся благодаря национальному доходу. Общественные институты способствуют реализации социальной защиты.


Социальная защита — что это такое?

Данные меры особенно актуальны в условиях кризиса, влекущего ухудшение уровня жизни. В такой ситуации появляются наиболее уязвимые слои населения, например, малоимущие, безработные, совершеннолетние, пенсионеры, ветераны, другие.

Забота о людях способствует улучшению материального положения граждан, мотивирует их развиваться, работать в своей стране.

Существующие формы соцзащиты

Сегодня известны 3 формы соцзащиты: обеспечение, страхование, помощь. Конкретизированы они в следующих действиях:

  • Мероприятия социального обеспечения.
  • Услуги социального страхования.
  • Социальная помощь.

Изучим каждое из перечисленного.

Страхование включает в себя компенсацию в непредвиденных обстоятельствах, в случае потери трудоспособности. Оно бывает как добровольным, так и обязательным. Отдельные категории граждан, у которых нет источников дохода, могут претендовать на социальную помощь государства. Она предполагает поддержку конкретного человека, для которого выявлена нуждаемость.


Социальная помощь бывает разных видов

Данный тип помощи оказывается не только деньгами, но и вещами (лекарства, продукты, одежда, обувь). Ее предоставление не зависит от взносов, реализуемых человеком. Существует ряд факторов, влияющих на изменение человеком социального статуса: потеря работы, экономический кризис, сокращение штата предприятия, политическая обстановка. Для таких людей существуют программы по поддержке малоимущих семей.

Принципы

Социальная защита основана на следующих принципах:

Партнерство.

Государство, частные компании оказывают поддержку социально ограниченным элементам.

Справедливость.

Социальное государство стремится сократить неравенство в доходах между богатыми и бедными, удовлетворить материальное положение обеих сторон.

Приспособление.

С развитием социальных, экономических и политических отношений появляются новые группы людей, которые остаются за гранью минимального уровня жизни. Для их поддержки социальная политика государства постоянно видоизменяется.

Государственная инициатива

Государство помогает деньгами, вещами тем людям, которые не могут по объективным причинам достичь материального благополучия.

Превентивность.

Социальная политика проводится для предупреждения снижения уровня жизни в будущем.

Основные меры

Мер соцзащиты достаточно много, перечислим некоторые из них:

  1. Минимальная зарплата, пенсия, стипендия.
  2. Поддержка с целью преодоления безработицы.
  3. Оказание финансовой помощи многодетным, малоимущим.
  4. Льготы на детей.
  5. Соблюдение детских прав.


Одна из самых распространенных групп для социальной защиты — пенсионеры

Виды различной социальной защиты

К видам соцзащиты относятся бесплатные или доступные для большинства образовательные, медицинские услуги, пенсии, социальные услуги, льготы. Помимо государственных, существуют негосударственные, например, благотворительная деятельность, добровольность социального страхования, частная медицина, санаторно-курортная деятельность.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Определение 1

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Пример 1

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Источники финансирования социальной защиты населения

Без денежных средств ни один институт функционировать не сможет. В России существуют накопительные счета, активы которых предназначены, чтобы государственные органы для социальной защиты населения оказывали материальную помощь малообеспеченной категории граждан.


В руках государства социально незащищенная категория людей

Фонд социального страхования

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Пенсионный фонд

Раньше старики за разъяснением по пенсиям ходили в такое учреждение, как собес. Сейчас обращаются в ПФР — самостоятельную финансово-кредитную структуру, контролируемую Правительством РФ.


В ПФР готовы принять граждан, дать ответы на вопросы

Заполняют счета ПФР взносы страхователей:

  • владельцы крупных и мелких компаний;
  • индивидуальные предприниматели;
  • самозанятые граждане;
  • бюджет страны.

Размеры перечислений устанавливаются законодательством РФ.

Государственный фонд занятости населения

Эти средства принадлежат к государственной структуре, внебюджетно образованной, которая финансирует мероприятия, связанные с поддержкой безработных граждан, претворяет в жизнь политику России по обеспечению работой населения.


Сотрудники службы занятости принимают граждан

Счет заполняют обязательные страховые взносы, которые перечисляют:

  • работодатели;
  • работники;
  • федеральный бюджет России.

За счет этих средств:

  • выплачиваются пособия;
  • оказывается материальная помощь;
  • организуются общественные работы;
  • осуществляется профессиональная подготовка людей.

Оперативно управляют и распоряжаются фондом органы службы занятости, которые не принадлежат к юридическому лицу.

Фонд обязательного медицинского страхования

Финансирует ОМС система, куда входят федеральный и территориальные фонды субъектов федерации.

ТФОМС — территориальный фонд по обязательному медицинскому страхованию, во всех субъектах РФ создает исполнительная власть.


Логотип Федерального фонда ОМС

ФФОМС — государственный внебюджетный фонд, который создан, чтобы материально обеспечивать медицинское обслуживание жителей России. Регулятор его деятельности — Бюджетный кодекс и Федеральные законы, нормативные акты, которые относятся к ОМС.

Обеспечивают государственную политику медицинского страхования взносы плательщиков, уплачиваемые работодателями по тарифам.

Социальная защита в России

В России термин «социальная защита» является достаточно новым. В научной и общественной литературе он начал использоваться в период перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, а также одновременно с возникновением новых рыночных отношений и нарастанием отрицательного воздействия множества социальных рисков, которые характерны сферам российского общества на каждом историческом этапе.

Социальная защита подкрепляется следующими социальными рисками:

  1. Несоответствие уровня жизни установленным социальным стандартам;
  2. Снижение дохода в связи с рождением детей, а также содержанием иждивенцев и нетрудоспособных членов семьи;
  3. Отсутствие средств к существованию;
  4. Внутренняя и постоянно нетрудоспособность (например, связанная с инвалидностью человека).

Также в качестве рисков выделяются еще несколько широких фрагментов: старость, потеря кормильца, безработица, травма и болезнь. Все они оказывают вред обществу, ведут к его дезинтеграции, дезорганизации и упадку развития.

Система социальных гарантий

Социальные гарантии могут быть определены как оказание услуг и предоставление из имеющихся общественных ресурсов различных социальных благ населению, основываясь на принципе распределения по потребностям и не учитывая трудовой вклад граждан, а также не проводя проверку нуждаемости. Социальными гарантиями в Российской Федерации являются:

  • гарантия на бесплатную медицинскую помощь;
  • на общедоступное и бесплатное образование;
  • наличие минимального размера оплаты за труд;
  • наличие минимального размера стипендий и пенсий;
  • социальная пенсия (детям-инвалидам; инвалидам с детства; инвалидам без трудового стажа; детям, которые потеряли родителей; лицам, которые достигли 65 (для мужчин) и 60 (для женщин) лет без трудового стажа);
  • пособие по случаю рождения ребенка на время, необходимое для ухода за ним;
  • пособие на ритуальные услуги (погребение и иные) в связи со смертью члена семьи, или родственника.

С 2002 г. в России начался процесс увеличения единовременного пособия, которое связано с рождением ребёнка. И сегодня он периодически пересматривается. Кроме того, вырос размер ежемесячно выплачиваемого пособия на время декретного отпуска для ухода за ребёнком до полутора лет.

Социальные льготы являются разновидностью общественных социальных гарантий и предоставляются отдельным категориям населения. К таким группам относятся инвалиды, участники войн, ветераны труда и другие.

С 2005 года натуральные льготы выше обозначенным группам людей были заменены денежными компенсациями, а с 2005 года льготные категории граждан могут претендовать на пользование социального пакета, а также обладают правом ежемесячно получать денежные выплаты.

Размер социального пакета состоит из следующих льгот:

  • льгот на проезд в пригородном общественном транспорте;
  • бесплатное обеспечение медикаментами;
  • санаторное и курортное лечение;
  • проезд к местам лечения.

Законодательством предусмотрено, что льготные категории людей обладают правом выбора между получением соответствующих денежных выплат и социальным пакетом.

В законах зафиксированна ежемесячная финансовая помощь в зависимости от социальной категории:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалидам ВОВ;
  • ветераны вооружённых конфликтов и боевых действий.

Люди, которые работали во время Великой Отечественной Войны в структурах противовоздушной обороны, занимались строительством оборонительных коммуникаций и сооружений, аэродромов, военно-морских баз и иных объектов военного назначения, члены семей умерших инвалидов войны, или потерявших члена семьи, участники ВОВ и ветераны других вооружённых конфликтов получают гарантированное ежемесячно выплачиваемые денежные пособия.

Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска

Принцип гарантированности социального обеспечения выражает идею об обеспечении при наступлении любого из общепризнанных социальных рисков: болезнь, безработица, старость, трудовое увечье или профессиональное заболевание, многодетность, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, бедность, потребность в медицинской помощи.

Новые экономические условия привели к возникновению новых для нашей страны социальных рисков. Одним из них является безработица.

Бедность также стала повседневной реальностью. Показатели уровня жизни населения, соотношение между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, других социальных выплат и прожиточным минимумом, находится на социально опасном уровне. Борьба с бедностью является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Перед Правительством поставлена задача повышения размера базовой части трудовых пенсий до величины прожиточного минимума в 2008-2009г г. Успешное решение этой Задачи требует комплексного подхода и, прежде всего, реформы системы оплаты труда, выведения ее «из тени».

В условиях сложной политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в краткосрочной социальной помощи.

В 90-х годах в России вновь появились беспризорные дети, количество которых точно неизвестно. По оценкам экспертов, в стране насчитывается около 2 миллионов бездомных детей. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения: центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Законодательство о социальном обеспечении быстро изменяется, чутко реагируя на новые виды социального неблагополучия, которые обусловлены объективными причинами и не зависят от воли физических лиц. Так, в целях социальной поддержки семей военнослужащих по призыву в 2007 г. введены новые виды пособий – единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего (ФЗ от 25.10.2007 г. № 233).

Что это такое

В понятие социального обеспечения входить потребность в сторонней материальной помощи, которая возникла в человеческом обществе со времен его организованного становления. В любых государствах вне зависимости от финансового благополучия, экономических и политических устройств, существуют категории людей, которые сами, по ряду причин, не в состоянии зарабатывать на свое существование.

В число таких граждан входят:

Бесплатная консультация Юриста

+7 800 350-51-81

  • малолетние дети;
  • старики;
  • инвалиды;
  • больные, потерявшие способность трудиться на определенное время по состоянию здоровья.

Вместе с развитием общества социальные связи усложняются, возрастают причины, которые влияют на материальное положение людей:

  • безработица;
  • инфляция;
  • чрезвычайные ситуации в мире и отдельно взятом государстве.

Институт социального обеспечения граждан, принадлежит к конкретному историческому типу, так как его развитие находится в рамках общественно-экономических формаций.

А по-простому Собес – это помощь, оказанная властными структурами страны, чтобы выровнять социальное положение между различными слоями населения. При этом государством:

  • организована форма поддержки;
  • утвержден круг лиц для получения;
  • установлены законом юридические факты, которые станут основанием для назначения социального содержания.

Справка! В законодательных актах отсутствует официальное определение, такого явления как социальное обеспечение. Научная и учебная литература дает разные формулировки. Это зависит от базовых признаков, на которые опирались авторы, когда создавали свои труды, описывая правила содержания бедной, неимущей категории граждан.

Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.