Статья 17. формы получения образования и формы обучения

Использование

Большинством людей основной закон страны воспринимается как некая абстракция, которая востребована только учёными и законодателями. В какой-то степени так оно и есть, поскольку декларация прав и свобод подтверждается большим количеством нормативов разного иерархического уровня.

Однако Конституция РФ обладает свойством прямого действия. Это означает, что каждый человек может отстаивать в суде свои конституционные права, независимо от того, есть ли нормативный акт, конкретизирующий их защиту.

Так что Конституция не только способствует развитию совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, но и действует прямо в каждом конкретном случае. Так что знание статей основного закона является насущной необходимостью любого жителя России.

Функции

Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей.

Конституция РФ делится на три части:

  • описание строя как принципиальной основы формирования общества;
  • устройство системы управления;
  • защищаемые властью права людей.

Российская Федерации и Россия – это равнозначные понятия, которые используются в любых официальных документах. Главным носителем власти в стране является население, которое реализует свои полномочия непосредственно (через выборы и референдум), а так же опосредованно, делегируя властные полномочия государственным и муниципальным органам.

Таким образом, Конституция создаётся для того, чтобы обозначить основные права и обязанности граждан. Обычно именно это считается главным. Однако не менее значимым является построение государственной системы, которая и должна защищать права граждан.

Государство гарантирует бесплатно для обучающихся овз

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

Законодательные изменения в системе средне-специального образования

1 сентября 2013 года в РФ вступил в силу новый закон «Об образовании», который заменил собой закон «Об образовании» 1992 года и «наделал много шума» среди общественности (не критиковал его только ленивый), где сразу две главы (8 и 9) освещают все вопросы, касающиеся учебного процесса в сфере среднего профессионального образования.

25 августа 2014 года закон 2013 года был дополнен новым утвержденным Порядком приема в средне-специальные образовательные учреждения. А совсем недавно, 31 марта 2015 года, в него же были внесены изменения и дополнения, суть которых заключается в том, что теперь можно поступить в техникум или колледж на общедоступной основе, то есть без сдачи экзаменов.

При этом, согласно статьи 68 нового закона «Об образовании», если от поступающих на определенную специальность требуются особые творческие, психологические или физические способности, то руководство средне-специального образовательного учреждения в праве потребовать от абитуриента пройти дополнительное вступительное испытание (творческий конкурс, собеседование или тестирование). Если оно будет проводиться в устной форме, то его проведение и результаты обязательно фиксируются в протоколе. В остальных же случаях прием абитуриентов проводят на основании оценок в аттестате и результатов ЕГЭ.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2021 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

5. С целью алгоритмизации самостоятельной деятельности, Натальей Константиновной составлены общие и частные алгоритмы и инструкции по управлению деятельностью обучающихся: а)Приемы работы с книгой, способствующие формированию учебно-информационных и коммуника-тивных компетенций, способности самостоятельного составления заданий, вопросов к тексту, к одноклассникам. б)Алгоритмы : сравнения , анализа синтеза, классификации, обобщения , индукции.

Что и кто защищает права ребенка в школе

Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
  2. Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
  3. Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
  4. Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
  5. Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.

Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.

Полезно! Дежурство по школе приравнивается к труду, следовательно, чтобы привлечь к этой активности учеников необходимо заручиться согласием их родителей.

Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении. Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей. Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.

https://youtube.com/watch?v=rpQS5tINZrk%3F

Положения закона «Об Образовании»

Основными положениями этого закона являются:

  1. Общая учеба должна проходить в рамках стандартов ФГОС, а если частная школа или ВУЗ предоставляет свои услуги за деньги, то знания должны соответствовать выплаченным деньгам. В противном случае им необходимо вернуть полученную плату.
  2. Обязательный ежегодный мониторинг эффективности услуги образования ВУЗами. Государство должно следить как за общей квалификацией преподавателей, так и за уровнем качества того материала, которому они учат студентов, дабы пресечь все возможные признаки коррупции.
  3. Результаты ЕГЭ теперь будут действовать в течение четырех лет. Если раньше по ним могли принимать в учебные учреждения только год, без необходимости переаттестации, то теперь каждый выпускник может пользоваться ими на протяжении пяти лет.
  4. Новые льготы для поступающих в ВУЗы. Результатом их является 10% возможности бесплатной учебы для инвалидов. Кроме этого, сироты, чернобыльцы и другие группы населения получают шанс поступления на подготовительные курсы, дающие определенное преимущество для вступления на определенный факультет. Подобный шанс дается только один раз.
  5. Обязательное дошкольное образование. Согласно этому, каждый ребенок обязан пройти обучение в детском саду, и при этом учеба должна быть совершенно бесплатной. Единственная плата снимается за досмотр за детьми, но и при этом предусматривается наличие льготной группы, в которую входят дети, больные туберкулезом, сироты и инвалиды.
  6. Подход к ребенку должен быть абсолютно индивидуальным и предусматривать все его физические и психические особенности. Таким образом, дается шанс для детей с ограниченными возможностями обучатся в обыкновенных школах для их социализации и дальнейшего успеха в жизни. При этом каждый ученик имеет право выбирать те предметы, которые ему наиболее интересны.
  7. Система высшего образования включает в себя прохождение бакалаврата, специалитета и магистратуры. Это позволит студентам быстрее освоить все необходимые знания и достичь максимального результата от учебы и проверяет эту систему специальная аттестация.
  8. Закрепление социального статуса за учителями. Они имеют право на удлиненный отпуск, прохождение переквалификации, годичный отпуск, после достижения стажа 10 лет. Кроме этого, каждый преподаватель имеет право выйти раньше на пенсию, а его расходы на ЖКХ в сельской местности будут оплачиваться государством.
  9. ГИА на специальных бланках теперь является главным условием выпуска девятиклассников. Эта аттестация обязательна и позволяет делать мониторинг успешности подачи школами знаний и усвоения их учениками.
  10. Сдача ЕГЭ также остается и все выпускники школ сдают экзамены в форме КИМов.

Таким образом, все основные положения законов «Об Образовании» претерпели значительные изменения. Основной упор при этом делается именно на прохождение среднего образования.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками. Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально — психологического сопровождения, воспитания и первоначальной профессиональной подготовки.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Оно должно носить воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Право:

Новый Закон об образовании в РФ ввел одно принциипальное изменение, которое возможно не все до конца осознали — по новому закону об образовании государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами не только основного общего (до 9 класса), но и среднего общего образования (до 11 класса).

В нашей стране право каждого на образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

а также статьей :

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Общедоступность образования означает, что

  • получить образование начиная с детского сада до 11 класса общеобразовательной школы имеет право каждый вне зависимости от национальности, места жительства, материального достатка и других обстоятельств.
  • каждому должна быть предоставлена возможность поступления или перевода в образовательную организацию с 1 по 11 класс бесплатно, без дополнительных условий и конкурсных процедур
  • претендовать на поступление в 10 и 11 класс можно вне зависимости от возраста и количества троек.

Домашнее обучение

Нередко домашнее обучение путают с семейным. Но это совершенно разные вещи. Домашнее обучение означает лишь то, что ребенок учится дома из-за того, что не способен ходить в школу.

Когда детей переводят на учебу дома:

  • если они нуждаются в длительном лечении;
  • при инвалидности;
  • если требуется операция или долгий период восстановления.

Домашнее обучение к формам получения образования не относится, оно лишь определяет место, где ребенок получает знания. Ученик остается постоянно прикрепленным к определенной школе, он учится по принятой в школе программе, у него все права и обязанности учащегося.

При таком виде учебы к ученику на дом приходит учитель, а ответственность за учебный процесс и успеваемость ученика лежат на школе.

Реализует ли родитель, обучающий своего ребенка в форме семейного образования, образовательные программы начального, основного и среднего общего образования? Ведь образовательные программы разрабатываются и утверждаются исключительно организацией, осущес

Вопрос — ответ

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон)в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 

Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования (п. 4 ст. 1 а начального общего образования (1 — 4 кл.), утвержденныйМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; п. 2 ст. 1 а основного общего образования (5 — 9 кл.), утвержденный Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; п. 2 ст. 1 а среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл.), утвержденный Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. 

Внесённые изменения

В период с 1993 года до наших дней изменениям подвергалась преимущественно статья 65 КРФ, в которой содержится перечень всех субъектов Российской Федерации. С 2005 до 2008 года происходил процесс укрупнения субъектов федерации, в результате чего появились новые территориальные образования – Пермский, Забайкальский, Камчатский края. В 2014 году в статью 65-ю было внесено ещё одно изменение – субъектами федерации стали Республика Крым и город Севастополь.

4 июля 2020 г. вступили в силу значительные Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». За новую редакцию Основного закона страны проголосовали 77,92% россиян в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Статья 5

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обязанности ученика в школе и на уроке

Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
  2. Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
  3. Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
  4. Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
  5. Соблюдение техники безопасности.

Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.

Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:

  • добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
  • предъявление дневника по требованию учителя;
  • внимательно слушать то, что говорит педагог;
  • приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
  • отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
  • по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
  • своевременно приходить на занятия.

Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.

Полезно! Выполнение домашнего задания — одна из обязанностей учеников, которая игнорируется больше, чем все остальные.

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Принципы конституционного строя РФ

1.Основы организации государственной власти
  • Суверенитет народа — народ является единственным источником власти, осуществляя её непосредственно (путём выборов и референдумов) и через органы государственной власти и местного самоуправления (через своих представителей).(Статья 3)
  • Федерализм – разграничение властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.(Статьи 1,5, 11, 12)
  • Республиканская форма правления – высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок, существует разграничение полномочий между ними.

(Статья 1)

  • Разделение властей – законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляют относительно независимые друг от друга органы власти, строгое разграничение их полномочий, невмешательство. Все три ветви власти представлены разными людьми и органами власти.(Статья 10)
  • Правовое государство — верховенство закона, равенство всех перед законом, наличие системы контроля за его исполнением, гарантия защищённости личности, использование ею конституционных прав и свобод. (Статья 1)
  • Приоритет международного права – подписанные и утверждённые (ратифицированные) РФ международные договоры обладают высшей юридической силой, являются частью правовой системы РФ. (Статья 15)
3.Основы организации жизни гражданского общества
  • РФ — социальное государство, то есть в нём создаются условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, осуществляется поддержка социально неимущих групп населения.(Статья 7)
  • РФ — светское государство, то есть в нём отсутствует государственная религия, ни одна религия не является обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Статья 14)
  • Идеологический и политический плюрализм, многопартийность. Не существует официальная идеология, в стране- идеологическое многообразие, есть легальная возможность для создания партий.(Статья 13)
  • Многообразие о равноправие форм собственности. В РФ равными признаются государственная, частная, муниципальная и другие виды собственности, все они имеют равную защиту со стороны государства.(Статья 8))

Таковы особенности Конституции, её основные принципы и  основы конституционного строя в РФ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна