Университет, академия, институт: в чем разница

Содержание

Как выглядит процесс поступления?

После того как студент определился с местом, вузом и ремеслом, пришло время начать подготовку непосредственно к поступлению. Зарубежные институты не заинтересованы в результатах ЕГЭ, а вот общий балл успеваемости за последние пару лет учитывается, и желательно, чтобы он был не ниже 4.

Стандартный пакет документов выглядит следующим образом:

  • аттестат школы для программ бакалавриата (диплом бакалавра для магистратуры);
  • сертификат, подтверждающий владение языком на необходимом уровне. Для англоязычных программ – это IELTS или TOEFL, проходной балл обычно начинается IELTS от 6.5./ TOEFL от 65; 
  • заполненная аппликационная анкета и оплаченный вступительный сбор;
  • мотивационное письмо. Оно играет далеко не последнюю роль при отборе кандидатов, поэтому подробно опишите свои стремления и сильные стороны, успехи, причины заинтересованности в той или иной профессии;
  • рекомендательные письма для поступающих в магистратуру и аспирантуру от преподавателей своей альма-матер.

Рыжаков Александр, Postgraduate certificate

Иногда образовательное учреждение организует skype-интервью для претендентов. Если все документы заполнены правильно и соответствуют вступительным требованиям, университет зачисляет абитуриента в ряды своих студентов и присылает официальное подтверждение этому – приглашение на учебу.

Здесь начинается совершенно новая история.

Как получить ученую степень

Медики, которые ведут научную деятельность, могут претендовать на степень. Они могут специализироваться в любой отрасли медицины. К ним относятся преподаватели в ВУЗе, ученые в исследовательских центрах и ведущие практику врачи.

Сначала получают степень кандидата. Чтобы получить ее, защищают диссертацию. Ее результаты публикуют заранее. Разрешено защищаться только после экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискатель готовит исследование под началом научного руководителя, который обязательно имеет степень. Итоги должны быть опубликованы в рецензируемых журналах. Котируются только те журналы, которых входят в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Минимум публикаций — это две статьи. По объему работа должна быть около 150−200 страниц. Она пишется и защищается на русском.

Автореферат тоже должен быть на русском. Его распечатывают в количестве 100 экземпляров или около того, а потом рассылают по университетам, научным библиотекам, а также раздают членам диссертационного совета. Диссертант обязан сделать это за два месяца до защиты. Еще диссертация и автореферат загружаются на сайт учреждения, на базе которого защищаются.

Точно так же за два месяца до защиты текст передают в библиотеку организации, где будет защищаться соискатель. Также он обязан предоставить текст исследования оппонентам, чтобы они заблаговременно ознакомились с ним и подготовили письменные отзывы. Один из них должен быть доктором наук, но при этом оба не могут быть соавторами или работать в одном месте с защищающимся.

Как защищаются:

  1. Диссертант представляет итоги своего труда, доказательства главных тезисов и выводы из них, после чего ему задают вопросы по автореферату и тексту исследования.
  2. Зачитываются отзывы от учреждения-организатора и отзывы на автореферат. Диссертант отвечает и на них.
  3. Оппоненты зачитывают свои отзывы, за этим следуют ответы соискателя.
  4. В финале проходит свободная дискуссия, во время которой высказываются все желающие вне зависимости от своей квалификации или звания. Диссертант продолжает отвечать на вопросы.
  5. Потом проходит тайное голосование.

Если большинство (две трети и больше) по его итогу проголосовали за, документы отсылают в ВАК. Их называют аттестационным делом. После нескольких месяцев ВАК дает добро на выдачу документов. Иногда ВАК вызывает диссертанта защищать работу повторно, если эксперты решили так при изучении аттестационного дела.

Есть три варианта для представления работы: рукопись, доклад или монография. Ее объем должен быть около 200−250 страниц. Пишется и защищается текст на русском. Автореферат готовят за три месяца до защиты (он должен занимать две страницы) и высылают его диссертационному совету, а также научным заведениям. Назначают трех оппонентов, а не двух. Дипломы успешно защитившимся вручают спустя пару месяцев после выступления на торжественной церемонии.

Определенные организации имеют право самостоятельно присуждать степени и не обращаться в ВАК. Также существуют крайне редкие случаи, когда защищаются без диссертационного исследования. Вместо него оценивают все публикации ученого. Этот вариант доступен только тем, кто совершил по-настоящему выдающиеся открытия.

Звания в этих случаях значения не имеют.

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Что такое бакалаврская степень?

Чтобы ответить на вопрос, нужно ввести 3 понятия:

  • бакалавр — это академическая ступень или квалификация, которую получает человек, окончивший бакалавриат в высшем учебном заведении, что подтверждает соответствующий диплом (на Западе это Bachelor’s diploma);
  • бакалавриат (Bachelor’s degree) — образовательная программа, которая длится минимум 4 года, I ступень высшего общего образования;
  • степень бакалавра — уровень профессиональной подготовки выпускника бакалавриата. Во многих европейских государствах она определяется количеством часов обучения (есть определенный минимум, отслушав который за весь учебный курс, человек получает соответствующий диплом).

Здесь стоит уточнить, что бакалавриат бывает академическим (классическое высшее образование) и прикладным. В первом случае выпускники получают знания, достаточные для дальнейшего освоения выбранной специальности в магистратуре.

Во втором учебный курс максимально практико-ориентирован. В России прикладной бакалавриат, срок обучения на котором может быть сокращен до 3 лет, действует в порядке эксперимента, запущенного еще в 2009 году.

Уровни высшего образования

Бакалавр — это I уровень высшего образования (ВО). Есть и другие:

  • Магистратура — вторая ступень ВО, согласно Болонской системе. На этом уровне предполагается более глубокое изучение выбранной профессии. Длится оно от 2 лет.
  • Специалитет — программа высшего образования, используемая в РФ до 2003 года (Болонской системы). Срок обучения — 5−6 лет.

Так стоит ли менять специальность?

Если вы хотите получить новые навыки и расширить свои компетенции — определенно да. Есть два варианта: поступление на смежное направление и полная смена специальности. Рассмотрим плюсы и минусы каждого. 

Смежная специальность: 

Скорее всего, вы с легкостью сдадите вступительные испытания, так как большая часть материала была освоена в рамках бакалавриата. Останется только «подтянуть» темы, относящиеся непосредственно к новому направлению.
Учиться будет несложно. У вас есть базовые знания по дисциплинам, поэтому на занятиях вы будете понимать, о чем идет речь. Конечно, придется заниматься самообразованием и заполнять некоторые пробелы, но в целом, учеба не будет доставлять серьезных проблем.
Можно совмещать с работой. Это вытекает из предыдущего плюса

Вы не будете тратить много сил на подготовку к занятиям, а значит, останется время на подработку или полноценное трудоустройство.
Можно написать интересную диссертацию, которая привлечет внимание работодателей. У вас будет возможность работать на стыке дисциплин, не ограничиваясь одним направлением

Это намного сложнее, но и в тоже время котируется на рынке труда. Такие работы любит и комиссия, так что можно претендовать на хорошую оценку.

Есть один серьезный минус — смежная специальность хоть и расширяет компетенции, но не намного. Это возможность скорее углубиться в одно направление и заниматься непосредственно им. Стать универсальным специалистом не получится. 

Новая специальность:

  • Можно кардинально поменять карьеру. Например, если вы отучились в техническом вузе, но видите себя на гуманитарной должности. В таком случае магистратура станет альтернативой второго высшего.
  • Вы расширите свои полномочия. Если раньше вы занимались только дизайном сайтов, то после учебы на веб-разработчика сможете взять на себя также написанием кода. Это скажется и на уровне заработной платы. 
  • Сможете заниматься тем, чем давно хотели. Еще в школе мечтали быть топовым пиарщиком, но родители настояли на более перспективном направлении в ИТ? Получите второй диплом по любимой специальности! Возможно, у вас даже получится их совместить. Например, устроиться техническим специалистом в маркетинговое агентство.

Но нужно понимать, что поступление на новую специальность — упорная работа. Вам придется хорошо подготовиться к вступительным испытаниям, разбираясь с бакалаврской программой. На учебу вы будете тратить намного больше времени, чем одногруппники, а написание диссертации потребует полного включения. Но отправившись на поиски работы после выпуска, вы поймете, что это того стоит. 

Уровни образования в России

Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.

  • Бакалавриат. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени бакалавра составляет четыре года.
  • Магистратура. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени магистра составляет два года на базе бакалавриата.
  • Специалитет. Нормативный срок обучения не менее 5 лет, сохранился лишь по некоторым специальностям, перечень которых утверждён Правительством РФ.Некоторые специальности могут требовать большего срока обучения — например, медицинские.

Специалитет

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».

Специалитет – это своего рода ускоренный курс «бакалавриат + магистратура», который проходят не за шесть, а за пять лет. Именно поэтому сразу после специалитета можно поступать в аспирантуру, а после бакалавриата – нет: для углубленных занятий наукой бакалавр не может перепрыгнуть ступеньку магистратуры, а специалист – да. Больше того, если выпускник специалитета соберется поступать в магистратуру, для него она будет считаться вторым высшим образованием, поэтому не может быть бесплатной. Эта норма содержится в законе об образовании, по которому повторное обучение по программам одного и того же уровня допускается только на платной основе.

Поступление и учеба

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.

На большинстве направлений высшего образования есть программы и бакалавриата, и специалитета, но на некоторых – требующих углубленной всесторонней подготовки – есть только специалитет. После перехода на Болонскую систему исключительно пятилетнюю учебу в вузах оставили для военных, врачей и фармацевтов, представителей большинства творческих профессий – актеров, режиссеров, художников, продюсеров и других профессионалов сферы искусства. В целом в специалитете меньше направлений подготовки, чем в бакалавриате.

Все направления подготовки в специалитете перечислены в приказе Минобрнауки .

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это
завершенные циклы в рамках одного вида образования. Как понять, что цикл
обучения завершился? Это событие всегда подтверждается выдачей документа –
свидетельства, аттестата или диплома.

Теперь рассмотрим сами
уровни. Для общего мы уже их раскрыли вкратце. Но в данной статье мы
сосредоточимся на уровнях профессионального образования:

  1. СПО.
  2. ВО –
    бакалавриат.
  3. ВО –
    специалитет, магистратура.
  4. ВО –
    подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно

Болонской декларации

, принятой 19
июня 1999 года, европейским странам надлежит соблюдать единый принцип
построения системы высшего образования. Она должна состоять из двух независимых
друг от друга циклов. Отсюда и пошло деление на бакалавриат и магистратуру.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Виды обучения

Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой – очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.

После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует

: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования
, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.

Сколько учиться

: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.

Куда поступать

: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.

Куда дальше

: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.

Динамика, темпы роста и падения отрасли

Если вам интересно, на каком месте Россия находится по уровню образования, то отвечаем: на 33-м, ее обгоняют Греция, Сингапур и Беларусь, следом за Россией идут Лихтенштейн, Словакия и Испания. Рейтинг стран составляется на основании совокупного индекса, 2/3 которого составляет индекс грамотности взрослого населения, 1/3 – индекс отношения совокупной доли учащихся (дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее образование) к населению.

Россия в этом мировом рейтинге постепенно опускается вниз, уровень образования в России в мире сейчас не очень ценится (как и дипломы), поскольку в последнее десятилетие заметен устойчивый тренд как на уменьшение количества учащихся (особенно это касается среднего специального и высшего образования), так и на ухудшение качества образования. Причина ухудшения качества образования – уменьшение количества преподавателей. Ввиду закрытия школ, профессионально-технических училищ и высших учебных заведений преподавателям приходится или уходить в репетиторы, или вообще менять род деятельности.

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

Общая характеристика

Высшее образование в нашей стране, созданное в советское время, представляет собой целостную структуру, объединяющую сейчас более шести с половиной сотен ВУЗов государственного образца. В них учатся более девяти миллионов человек, среди которых много иностранных граждан. Учеба проводится по целому ряду направлений: медицинскому, инженерно-техническому, финансово-экономическому и гуманитарному. Дисциплины, представленные студентам, дают возможность обучаться по различным видам специальностей высшего образования всем желающим. Главное – иметь документ об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ, техникум, колледж).

Иерархия

В российской системе две степени: кандидат и доктор наук. К медицине это также применимо. Сокращаются они таким образом:

  • Кандидат медицинских наук — канд. мед. наук — к.м.н.;
  • Доктор медицинских наук — докт. мед. наук — д.м.н.

У кандидатов уже есть высокая квалификация и профессиональный опыт. Обычно им около 30 лет. Они опытные исследователи, у них уже есть опубликованные статьи в уважаемых изданиях. Как правило, это университетские преподаватели или работники НИИ. Они становятся аспирантами и учатся. Это занимает 3 года.

Кандидатами становятся, чтобы продолжать исследовать свой предмет и реализоваться в науке. Также эту степень обязательно получают те, кто планирует стать доктором. Но многие останавливаются на получении кандидата, потому что это позволяет заниматься исследовательской деятельностью самостоятельно.

Доктора проходят докторантуру, которая обычно длится 3 года. У них больше публикаций, они в науке 10 лет и более, у них уже есть репутация, они состоялись как ученые. Авторитет заработан выступлениями с докладами на конференциях, научными статьями и рецензированием. Доктор совершил выдающееся открытие в своем направлении и имеет патенты. Докторов меньше, чем кандидатов наук. Именно последние составляют большую часть научных сотрудников.

Часто после получения степени случается и присвоение звания.

Также существует особая почетная степень. Ее дают за заслуги в науке. Диссертацию защищать не нужно.

Количество школ и школьников в России

Как ни странно, количество школ в ежегодник не попало. Находим его в другом источнике (правда, самые свежие данные – за 2018 год), и видим следующее:

Год 2005/2006 2010/2011 2015/2016 2016/2017 2017/2018
Количество школ, в тысячах 63,2 50,8 43,4 41,8 42,0
Количество учителей, в тысячах 1591,4 1079,0 1077,3 1074,1 1079,9

Теперь сравниваем с количеством учеников:

Год 2000/2001 2010/2011 2017/2018 2018/2019 2019/2020
Обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, тысяч 20550,2 13642,4 15705,9 16137,3 16565,6
… из них – в городах, тысяч 14446,4 9834,8 11845,5 12232,7 12624,6
… из них – в сельской местности, тысяч 6103,7 3807,6 3860,4 3904,6 3941,0

Получается, что количество лицеев, как и обычных школ, падает, при этом количество учеников любой ступени общего образования тоже падает, но – куда меньшими темпами. Вот с какой скоростью падает количество школ: