Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации

Содержание

Описание профессии

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

Такие разные потребители

Проведенные автором исследования, показавшие неудовлетворительные результаты (отсутствие должного внимания к желаниям потребителей — родителей и детей, пользующихся услугами детского сада), позволили выявить суть проблемы: в подавляющем большинстве случаев Учреждения видят всех своих клиентов одинаковыми, что в корне неверно

Важно понимать, что потребители разные и успех организации (как и ее внебюджетный доход) будет наибольшим только в случае грамотного определения (идентификации) «своего» покупателя услуги

Руководителю не следует допускать ситуацию, когда усилия учреждения направляются на всех потенциальных клиентов, а заинтересованной оказывается лишь небольшая их часть. Ведь только эта часть в дальнейшем превратится в реальных покупателей услуг и принесет учреждению прибыль.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы научиться мыслить другими, может быть, не совсем привычными категориями, исходить не из тех платных услуг, перечень которых уже имеет некоторую историю в учреждении или которые предоставляют другие детсады, а из соображений, желаний и возможностей конкретных потребителей.

Чтобы повысить конкурентоспособность (востребованность) учреждения, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование. При этом необходимо изучить как потребителей-родителей, так и потребителей-детей, определить их характеристики (задать критерии сегментации и составить портрет «своего» потребителя), установить предпочтения, предложить или скорректировать перечень платных услуг и разработать систему коммуникаций, то есть установить наиболее эффективные каналы информирования потребителей.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.

Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.

Пошаговая инструкция открытия

Воплощение коммерческой идеи начинается с бизнес-плана детского сада с экономическими расчётами. Готовый проект можно бесплатно скачать в интернете и адаптировать согласно экономическому районированию, или составить самостоятельно.

После окончательного утверждения бизнес-плана, выполняются следующие действия:

  1. Регистрация предприятия.
  2. Получение разрешений от госорганов.
  3. Поиск помещения для ремонта или аренды. Допускается и строительство нового здания.
  4. Ремонтные работы.
  5. Проведение маркетинговых мероприятий.
  6. Оснащение сада оборудованием и прочим инвентарём. В том числе заказ игрушек и методических пособий.
  7. Набор персонала.

Подробная инструкция открытия частного детского садика взята с канала “Как открыть частный детский сад”.

Документы

Первым делом необходимо подать заявку на регистрацию как ИП или ООО. Это можно сделать в режиме онлайн или лично явиться в Центр регистраций. При себе необходимо иметь паспорт. Если планируется несколько учредителей, нужно составить соответствующий протокол и предоставить Устав будущего предприятия. Регистрация занимает 3–10 рабочих дней и стоит около 800 рублей (госпошлина).

Далее необходимо зарегистрироваться и получить соответствующие документы в:

  • Пенсионном фонде;
  • Фонде социального страхования;
  • СЭС;
  • Службе пожарной охраны.

Следует заметить, что при выборе такого вида деятельности, как уход за детьми, получать лицензию необязательно.

Помещение и дизайн

Согласно постановлению САНПИН №68 о требованиях к помещениям дошкольных учреждений, планировка детского сада включает:

  • столовую площадью 20 м2;
  • спальню – 18 м2;
  • игровую комнату – 18 м2;
  • гардеробную – 15 м2;
  • кухню – 9 м2;
  • подсобное помещение для стирки и хранения инвентаря – 3 м2;
  • санузел – 3 м2.

Таким образом, можно арендовать помещение старого государственного детского сада или 3-комнатную квартиру улучшенной планировки. Аренда обойдётся в 15 000 – 35 000 рублей в зависимости от района расположения.

В качестве дизайна интерьера можно использовать:

  • яркую мебель;
  • весёлые картины;
  • интересные плакаты;
  • красочные ковры.

Главное — сделать помещение в детском саду:

  • просторным;
  • привлекательным для родителей;
  • интересным для детей.

Ремонт обойдётся примерно в 50 000 рублей.

Важно обратить внимание на наличие площадки для игр на открытом воздухе. На территории государственного сада такие площадки присутствуют, их достаточно покрасить и завезти песок в песочницы. Если арендуется квартира, необходимо изначально выбирать место вблизи современных детских площадок

Если арендуется квартира, необходимо изначально выбирать место вблизи современных детских площадок.

Оборудование и инвентарь

Оборудование и инвентарь можно приобрести новые или б/у. Через интернет можно заказать специальные кровати и детские столы.

Для комплектации частного детского сада необходимы:

Оборудование и инвентарь Количество Стоимость в рублях
Стол детский обеденный 4 8 000
Стул детский 16 8 000
Набор посуды 2 1 000
Набор столовых приборов 2 1 000
Полотенца 10 500
Постельное белье 30 30 000
Кровать 15 60 000
Мебель в игровую комнату 50 000
Мебель и техника на кухню 70 000
Мебель в гардеробную 20 000
Напольное покрытие 20 000
Развивающие материалы 5 000
Канцтовары 3 000
Игрушки 5 000

Таким образом, понадобится вложить от 281 500 рублей.

Персонал

Для работы в частном детском саду понадобится тщательно подобрать персонал, состоящий из:

Должность Количество сотрудников Требования к кандидату Обязанности Оклад в рублях
Бухгалтер 1
  • опыт работы от 3 лет;
  • возраст до 50 лет.
  • ведение бухгалтерской документации;
  • подготовка и сдача отчётов.
30 000
Медсестра 2
  • опыт работы от 5 лет;
  • медицинское образование.
  • оценка состояния ребёнка приводимого в сад;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.
15 000
Воспитатель 2
  • педагогическое образование;
  • любовь к детям;
  • уравновешенность;
  • непрерывный стаж работы от 4 лет.
  • проведение развивающих занятий;
  • наблюдение за детьми;
  • соблюдение и организация распорядка дня.
20 000
Помощник воспитателя (няня) 2
  • педагогическое образование;
  • любовь к детям;
  • стрессоустойчивость;
  • опыт работы с детьми не менее 3 лет.
  • помощь воспитателю в организации режима дня;
  • контроль за детьми.
10 000
Повар 2
  • специальное образование;
  • опыт работы не менее 3 лет.
  • составление меню;
  • контроль закупки продуктов;
  • приготовление блюд;
  • соблюдение на кухне норм СЭС.
20 000
Уборщица 1
  • пунктуальность;
  • обязательность;
  • чистоплотность.
10 000

Таким образом, зарплатный фонд в месяц составит 170 000 рублей.

Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте

Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.

Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.

К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.

Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.

Продуктивные виды деятельности

Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.

К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.

Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.

Зарплата заведующего детсадом

Средний доход данного работника в России составляет 45 тысяч рублей. Стоит понимать, что среднее значение берется, учитывая как муниципальные, так и частные детсады. Работа заведующих детским садом в муниципальных учреждениях оплачивается по довольно низким тарифам.

В частном заведении заработная плата заведующего может достигать 130 тысяч рублей. Здесь доход зависит непосредственно от:

  • Количества воспитанников.
  • Участия д/с в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Специализированной направленности.
  • Опыта сотрудника.
  • Региона.

Самая большая заработная плата фиксируется у заведующих в Санкт-Петербурге и Москве – от 60 до 120 тысяч рублей. Учитывая, что МРОТ растет, то и оплату специалистов вскоре должны пересчитать. Она должна увеличиться.

Большое количество вакансий данной специальности в следующих регионах:

  • Московская область — 53 %.
  • Ростовская область — 12 %.
  • Ленинградская область — 14 %.
  • Республика Татарстан — 5 %.

План работы

В ДОУ план по работе заведующего является одним из основных документов. Этот документ необходим для постановки определенных задач перед педагогическим коллективом, которые нужно выполнить в конкретные сроки. Заведующий дошкольным учреждением обязан составлять ежемесячный план, а также годовой.

Можно выделить наиболее распространенные задачи, которые входят в план работы:

  • Мероприятия, целью которых является работа с педагогическим составом.
  • Проведение работы с родителями или законными представителями воспитанников, целью которой является педагогическое просвещение.
  • Мероприятия, проводимые в процессе обучающей и воспитательной программы.
  • Работа, которую необходимо провести с обслуживающим и медицинским персоналом детсада.

Данный документ можно оформить в любой форме: цикличной, схематично-блочной, месячной, календарной и т.д. План работы на год нужно составлять, учитывая профессиональный уровень педагогического состава и особенности конкретного учреждения. Этот документ должен быть нацелен на весь педагогический коллектив, он должен совершенствовать совместную деятельность сотрудников. Соответственно, важным моментом является то, что каждый работник должен четко понимать его роль в организации рабочего процесса. Это напрямую связано в эффективностью реализации прописанных в плане задач.

План по самообразованию

Он составляется на основе ключевой проблемы ДОУ. В шапке документа необходимо указать цели, темы, задачи, предполагаемый результат, перечень вопросов. Предусматривается и форма отчета о проделанной за год работе – выступления на заседаниях, педагогических советах.

При составление этого документа необходимо в индивидуальной форме зафиксировать следующие этапы: прогностический, диагностический, обобщающий, практический, внедренческий. Также в состав плана по самообразованию входит содержание проведенной работы по самообразованию, практическая деятельность и сроки.

Регистрация

Федеральный закон «Об образовании» — главный регулятивный закон в образовательной деятельности. Предприниматель, решивший организовать частный детсад, должен хорошо понимать положения, указанные в этом законе. Иными словами, знать Закон – обязанность каждого лица, учреждающего образовательную организацию.

Так как образовательные учреждения считаются некоммерческими, ООО, ЗАО и ОАО подобной деятельностью заниматься не могут, следовательно, вам требуется зарегистрировать юридическое лицо. Для разработки устава и прочей документации желательно обратиться в юридическую фирму, которая должным образом подготовит все требуемые бумаги, и будет помогать в осуществлении других организационных действий.

Федеральная регистрационная служба Министерства юстиции занимается регистрацией всех некоммерческих учреждений. Обычно срок регистрации – около месяца, но он вполне может увеличиться, о чем, конечно, вы будете уведомлены в письменной форме.

После процедуры регистрации требуется поставить учреждение на учет в налоговую, а также в ФСС, ПФ, ФОМС и орган государственной статистики. Образовательная деятельность предполагает наличие льгот, что может поспособствовать в снижении налогов и предоставить специальную финансовую помощь.

Скорее всего, вам потребуется создать расчетный счет в банке, на который будут поступать средства оплаты предоставляемых учреждением услуг. Об этом счете должна быть проинформирована налоговая. Если вы не будете принимать оплату наличными, такого счета будет достаточно. Если же собираетесь вводить такую форму оплаты, вам потребуется кассовый аппарат, что повлечет за собой немалые расходы.

Когда арендованное или выкупленное вами помещение приобретет должный вид и будет соответствовать закону и нормам, вам потребуется заключение о его пригодности по виду деятельности. В течение месяца вы должны получить от СЭС и органов пожарной безопасности заключение, позволяющее вести образовательную деятельность. Пожарная инспекция осуществляет такую услугу бесплатно, но санитарную необходимо будет оплатить согласно текущим тарифам. Далее будет нужно обратиться в Роспотребнадзор, чтобы согласовать режим питания детей с данной организацией.

Согласно законам РФ, образовательная деятельность, которую ведет ИП, должна быть лицензирована. Лицензию выдает Государственный орган управления образованием субъектов РФ. Как правило, это Министерство образования вашего региона.

Для получения образовательной лицензии потребуются следующие документы:

  • копии учредительных документов — устава, решения о создании учебного заведения и так далее;
  • учебные программы, планы, требования к выпускникам;
  • сведения о кадровом, материально-техническом и учебно-методическом обеспечении;
  • документ о праве владения или пользования помещением (договор аренды);
  • заключение санэпидемстанции о соответствии помещения требованиям санитарных, строительных норм;
  • документы, подтверждающие уровень образования и квалификации руководителя учебного заведения.

Требовать документы, не указанные в законодательстве Российской Федерации, лицензирующий орган не может.

Получение лицензии обычно пугает предпринимателей, и образовательная деятельность начинается без нее. Однако такое положение вещей рано или поздно становится достоянием общественности и соответствующих органов, что может повлечь за собой негативные последствия, от штрафа и до уголовной ответственности. Достичь успеха в организации образовательного учреждения можно лишь при соблюдении всех правил и законов, и получение лицензии – едва ли не самый важный из них. Помните, что лицензия предоставляется бессрочно, и в дальнейшем вы будете свободны от этой затратной во всех смыслах процедуры.

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

  1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
  2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

Образовательные области по ФГОС ДО

16 июля, 2014 admin

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлено пять направлений развития воспитанников (или образовательных областей).

1. Социально-коммуникативное развитие

Задачи:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие

Задачи:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие

Задачи:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие

Задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Физическое развитие

Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
— развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования

Условия и способы

Во ФГОС термин «занятие» заменен на термин «непосредственная образовательная деятельность» (НОД). Но смысл остался прежним: это форма организации образовательной деятельности.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
Центры дошкольного развития

Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Обустройство

Детский сад делится на три зоны – игровую, обеденную и спальную. Каждая должна иметь соответствующую мебель, которая имеет определенные стандарты. Например, стулья должны быть в высоту не более 34 см, столы же – не более 54 см. Материал мебели должен быть гиппоаллергенным и высокого качества. По возможности старайтесь заказывать оборудование без острых углов и таких выступов, о которые могут пораниться дети.

На пол желательно класть линолеум, а не ковер, так как ковровое покрытие собирает пыль и паразитарные микроорганизмы, которыми и дети, и персонал будут дышать. Ванные комнаты обязательно снабдить ковриками, которые обезопасят малышей от падения и возможного травмирования.

В игровой зоне, помимо мебели, должны находиться игрушки и места их хранения (например, шкафы). Впрочем, для хранения игрушек лучше всего использовать подвесные сетки, из которых ребенок сможет легко достать нужную ему вещь.

Место для учебной комнаты понадобится  том случае, если вы планируете предоставлять детям образовательные услуги. В данной комнате должны стоять парты, стулья и стеллажи для книг.

Также требуется оборудовать кухню. Стандартный набор оборудования включает газовую или электрическую плиту, холодильник, вытяжку, раковину, столы, разнообразную посуду и шкафчики для ее хранения, а также столовые приборы.

Определенные усилия стоит приложить к приведению прихожей в надлежащий вид. Там следует расположить шкафчики для одежды детей и вешалки для одежды родителей, а также детские скамейки.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми. Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями. Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».Тип профессии по признаку цели: преобразующий.Тип профессии по средствам труда: ручной.Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.