Для чего предназначен воинский учет граждан

Содержание

Понятие специального учета

Чтобы получить представление о том, что такое специальный учет, необходимо представить себе начало войны, когда будет проведена всеобщая мобилизация военнообязанных. Под нее будут попадать все, кто находился на учете в военном комиссариате. Данные граждане будут призваны для защиты Родины от нападения вражеских сил.

Но, несмотря на военное положение в стране, останавливать и сворачивать сверх предела развитие и поддержание инфраструктуры запрещено, поэтому призыву подлежат не все лица из числа военнообязанных. Необходимо оставить на руководящих постах чиновников, а также сотрудников правоохранительных органов, пожарных и некоторую рабочую часть населения страны.

К примеру, если гражданин работает на оборонном предприятии, то он не будет мобилизован, потому как он должен находиться на рабочем месте и укреплять обороноспособность страны. Также не будут призваны ученые, которые привлечены к военным разработкам. Таким образом, данные граждане числятся на специальном воинском учете, то есть закрепляются за органами государственной власти. Такая «бронь» отдельных категорий людей подразумевает предоставление отсрочки от службы в армии на период мобилизации.

Заполняем отчет по форме №6 в военкомат

В качестве примера разберем отчет по форме №6. Пошаговая инструкция поможет избежать ошибок в заполнении бланка. Его следует заполнять в трех экземплярах, два из которых сдают в военный комиссариат. Обычно работодатели заполняют отчет по военнообязанным на бумаге, электронный способ практикуется редко, хотя в некоторых комиссариатах практикуют прием информации в электронном виде по ТКС.

ВАЖНО!
Обратите внимание: на то, до какого числа сдается отчет по воинскому учету, его формат (электронный или бумажный) не влияет. Сроки единые, закреплены законодательно.

Вот так выглядит отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, по форме 6, на котором необходимо подавать сведения о работниках:

Вот так выглядит отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, по форме 6, на котором необходимо подавать сведения о работниках:

Бланк занимает одну страницу, при его заполнении не указывают фамилии работников. Форма 6 для военкомата содержит сведения только о количестве работников в организации и их детализации по категориям:

  • руководители;
  • специалисты;
  • служащие;
  • рабочие.

В каждой категории отчета необходимо распределить военнообязанных по воинским званиям и отметить, сколько человек пребывает в запасе и на кого из них есть бронь. Заверяет отчет своей подписью руководитель.

Как он ведется

Основная система воинского учета неизменна. При ведении специального учета аналогичным образом собираются данные на сотрудника, которые заполняются по форме №4. Эту форму часто называют бланком специального учета. Эти бланки отличаются от бланков Т-2 общего учета не столько формальным внешним отображением, сколько своей структурой. Форма №4 состоит из двух частей: извещения и удостоверения.

Извещение подтверждает зачисление на специальный учет, а удостоверение служит доказательством предоставления отсрочки в военное время. Заполняется форма, используя образец или методом перенесения основных полей на бумажный носитель.

Отличительной особенностью организации спецучета является ведение журнала под названием «книга по учету бланков специального воинского учета». Это бланки строгой отчетности, что подтверждает наличие на них серии и номера. Удостоверение может считаться погашенным, тогда необходимо сделать соответствующую запись в книге.

Помечается и факт передачи извещения в военный комиссариат, тот, что расположен по месту жительства гражданина. Чтобы избежать симуляции и подделки, каждое выданное удостоверение заносится в вышеуказанный реестр. Книга учета заполняется не произвольно, а по утвержденной форме №13. Она утверждается положением комиссии, занимающейся вопросами бронирования.

Обязательными полями для реестра бланков являются такие, как назначение бланка (кем выдан и кому выдан), приход, расход и остаток извещений или удостоверений. Ведение специального учета возлагается на военный комиссариат, и ответственным является сам военный комиссар.

Рейтинг автора

Автор статьи

Колесникова Анна

Специалист по воинскому учету, помощник начальника отделения

Написано статей

161

Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е

закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е

осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Документы по ведению воинского учета военнообязанных в организациях

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются самими организациями.

В каждой организации с ее образованием (перед началом очередного календарного года) разрабатываются (уточняются):

  1. Приказ «Об организации воинского учета военнообязанных».
  2. План работы по ведению воинского учета военнообязанных (подлежит согласованию с военным комиссаром района).
  3. Функциональные обязанности по ведению воинского учета военнообязанных, также отметка ознакомления ответственных работников с ними.
  4. Картотека личных карточек (форма 2) граждан, состоящих на воинском учете в организации.
  5. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных (форма 24).
  6. Расписки в приеме документов воинского учета (форма № 22).
  7. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета военнообязанных в организации.
  8. Справочная информация по воинскому учету военнообязанных
  9. Руководящие документы по организации и ведению воинского учета:

а) Закон Республики Беларусь, от 5 ноября 1992 г. № 1914 – ХII (в редакции Закона от 22 июля 2003 г. № 229-З)  «О воинской обязанности и воинской службе»;

б) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1662 «Об утверждении Положения о воинском учете»;

в) Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и ведения  воинского учета военнообязанных».

Таким образом, вышеперечисленные документы формируются в три отдельные папки: в первой хранятся руководящие документы, приказы, планы, функциональные обязанности, а также корешки по форме №22, вторая папка включает в себя все документы, направляемые в военкомат и получаемые из военкомата и третья папка (или картотека) состоит из картотеки личных карточек по форме №2, а для удобства можно хранить также и копии военных билетов или удостоверений призывников, на основании которых и заполняются такие формы. Вместе с указанными папками будет храниться журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан.

Перечень обязанностей граждан, состоящих на воинском учете

Согласно законодательству, лицо, состоящее на воинском учете, обязано:

  • Состоять на воинском учете по месту своего проживания;
  • По вызову военного комиссариата являться в установленное время и место;
  • После увольнения с военной службы стать на учет по месту своего проживания;
  • Своевременно оповещать военный комиссариат об изменениях своего семейного положения, получении образования, местах, где человек проживает и трудоустроен;
  • Сняться с воинского учета при смене места жительства (выбывая на срок от 3х месяцев), тоже самое требуется сделать при выезде из страны как срок как минимум в полгода;
  • Встать на учет на новом месте проживания в 2х недельный срок с момента прибытия. Аналогично при возвращении в Российскую Федерацию из других стран;
  • Хранить военный билет бережно, при утрате обратиться в районный военный комиссариат за заменой.

Призывники, покидающие место жительства на срок как минимум в 3 месяца в период проведения призывных мероприятий, обязаны оповестить об этом районный военный комиссариат, либо орган, занимающийся воинским учетом по месту жительства гражданина.

Подробная пошаговая инструкция: как организовать воинский учет в организации в 2021 году

Шаг 1. Назначение ответственных лиц

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в воинском учете не участвует.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

До 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

От 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

От 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

На каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2. Определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 постановления, обязательному контролю подлежат:

  • призывники;
  • военнообязанные.

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 постановления:

  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3. Получение документов

По закону, воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.

Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.

Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах. Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике

С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719)

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст

9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Как поставить организацию на воинский учет

Чтобы поставить предприятие на воинский учет, необходимо подготовить документы. К ним относится карточка организации Ф-18 и план работ по воинскому учету на год. Последний документ согласовывается с военными комиссариатами. План работ разрабатывают в соответствии с правилами, установленными в Методических рекомендациях.

В карточке Ф-18 указывают такую информацию:

  • данные о предприятии;
  • численность сотрудников;
  • количество работающих граждан, которые пребывают в запасе.

На каждого военнообязанного сотрудника оформляют карточку Т-2. Их сортируют по определенным группам:

  • карточки прапорщиков, сержантов, солдат, матросов запаса, мичманов;
  • карточки граждан женского пола, находящихся в запасе;
  • карточки сотрудников, которые подлежат призыву на военную службу;
  • карточки офицеров запаса.

Все личные карточки должны быть занесены в специальный журнал учета карточек. Его форма указана в Методических Рекомендациях по ведению воинского учета. В нем предусмотрены специальные поля для внесения отметок о постановке на учет или снятии с него.

Несмотря на это, при проверке документ придется распечатать и заверить подписью руководителя. Если военнообязанный сотрудник увольняется, его карточка переносится в архив. Там она храниться на протяжении трех лет.

В личных карточках Т-2 заполняют такие данные:

  • состав (профиль) – заполняется на основании данных документа воинского учета (инженерный, педагогический, технический, командный, медицинский, юридический, ветеринарный);
  • категория годности к военной службе – заполнятся в соответствии с предоставленным документом (если принадлежности нет, проставляют категорию годности «А»);
  • кодовое обозначение ВУС – его также можно найти в документе воинского учета (военном билете, удостоверении);
  • название военного комиссариата.

В Методических рекомендациях по ведению воинского учета предусмотрены специальные обозначения каждой категории военнообязанных.

Годность сотрудника к военной службе обозначается такими буквами:

  • А – годные для службы в ВС;
  • Б – годные к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В – годные к военной службе с определенными ограничениями;
  • Г – временно не годные к военной службе (например, проведение освидетельствования);
  • Д – не годные к военной службе (снятые с воинского учета).

В личных карточках обязательно должны быть заполнены поля «Образование» и «Знание иностранных языков». Эта информация может понадобиться в период военных действий и мобилизации.

Также у организации должен быть журнал проверок организации и ведения воинского учета. В них будут указаны результаты проверок, а также комментарии сотрудников ответственных органов.

Основания для снятия с учета

Среди основных причин, по которым возможно снятие с регистрации в военкомате, выделяют:

  1. Возраст мужчины. Сроки снятия могут различаться в зависимости от воинского звания;
  2. Переезд в другую страну. При выезде на территорию другой страны и пребывании там на протяжении длительного периода времени гражданин должен заблаговременно обратиться в военный комиссариат. В военкомате необходимо будет написать заявление и сдать военный билет или приписное. В случае, если мужчина еще не служил, то его приписное будет храниться в военкомате до достижения им предельного призывного возраста, то есть 27 лет, после чего будет уничтожено;
  3. Смена места жительства. После принятия решения о смене места жительства, мужчина должен в обязательном порядке сняться с учета, а по прибытию на новое место на протяжении двух недель зарегистрироваться в новом военкомате;
  4. Снятие с учета в связи с болезнью или инвалидностью. При наличии серьезного заболевания или инвалидности, комиссия присвоит человеку соответствующую категорию годности, после чего снимет с учета;
  5. Учеба в ВУЗе в другом городе. Если студент принял решение проходить обучение в другом городе, то в обязательном порядке должен зарегистрироваться в местном военкомате, а вот с места постоянной регистрации выписываться нет необходимости.