Основные положения земельного права

Содержание

Земельные отношения (понятие и особенности)

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Значение и состояние земель

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (не драм, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве — это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Разграничение норм земельного, гражданского и административного права

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права — управленческие отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Названные три вида общественных отношений нельзя отождествлять, хотя не следует и не замечать их известной близости. Особенность предмета земельного права состоит в том, что, с одной стороны, земля — имущество, отношения по использованию которого в определенной части мо гут регулироваться нормами гражданского и земельного законодатель ства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о по рядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.

Подзаконные акты как источники земельного права

На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001–2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» и т. п.

Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина

Система земельного права – совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

В Общую часть земельного права включаются правовые институты, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Это правовые институты, оказывающие влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

В Особенную часть земельного права включаются правовые институты, содержащие нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Правовые институты Особенной части подчинены институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим соответствующих категорий земель.

Институты Общей части включают:

1) право собственности и иные вещные права на землю;

2) управление земельными ресурсами РФ;

3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

4) правовую охрану земель;

5) управление в сфере использования и охраны земель;

6) правовое регулирование платы за землю;

7) ответственность за нарушение законодательства.

Институты Особенной части включают:

1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2) правовой режим земель населенных пунктов;

3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

4) правовой режим земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) правовой режим земель лесного фонда;

6) правовой режим земель водного фонда;

7) правовой режим земель запаса.

Наука земельного права – это совокупность теорий, суждений, концепций, взглядов, представлений и положений, имеющих предметом своего изучения отрасль земельного права.

Предмет науки земельного права – это учение о праве, разработка доктрины, концепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

Отрасль законодательства, практика его применения ставят перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Земельное право как учебная дисциплина – это определенная часть науки земельного права, отобранная и систематизированная для использования в учебном процессе.

РАЗЛИЧИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТРАСЛИ ПРАВА ПОМОЩЬ ЮРИСТА

      Если земельное право в качестве отрасли права регулирует, как уже было сказано, однородный вид общественных отношений, т. е. зе­мельных отношений, то земельное законодательство может выходить за строгие рамки этих отношений и регулировать также смежные об­ласти отношений. Так, при решении вопроса предоставления земли для нужд строительства необходимо, в частности, наряду с другими доку­ментами иметь справку госбанка о финансировании строительства, что относится уже к области административного, а не земельного права, хотя это правовое требование включается в земельное законодательство. онлайн юридическая консультация бесплатно

      Обширно, как известно, законодательство о мелиорации земель, но не все его нормы составляют отрасль земельного права, так как многие из них относятся к капитальному строительству, его финанси­рованию. Однако все эти правовые нормы являются составной частью земельного законодательства. Аналогично обстоит дело с законода­тельством о землеустройстве, а также о юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудо­вому, гражданскому праву.

     Земельное право как наука — широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права. Такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъ­ект земельного права, земельных отношений — и все это в историче­ском развитии. Наука земельного права изучает связи земельного права с другими отраслями права, выявляет перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины. При этом используется опыт государств — участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претворении в жизнь земельной реформы в сложных усло­виях перестройки управления всей экономики страны, совершенство­вания ее хозяйственных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими предела­ми, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.

     Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством. Предметом же науки земельного права является учение о праве, разработка доктрины, кон­цепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставят перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Далее >>

С этой статьёй так же читают:

Главные новости

С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)

С 02.04.2020г. усилена административная ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов г.Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г.Москвы

Новости в мире

В настоящее время на территории нашей Планеты бушует коронавирус COVID-19 (2019-nCoV) и, сложно представить себе информационно подкованного человека, который не слышал или не был знаком с ситуацией по данной пандемии… …на сегодняшний день, одна из самых актуальных статистических моделей позволяющая адекватно рассматривать официально предоставляемые данные являются сведения…

Как отмечает Кунцевская межрайонная прокуратура, инцидент произошел 7 декабря 2017 года в мировом суде, который рассматривал дело об административном правонарушении. Адвокат М.Бушин представлял интересы женщины, которая отказалась проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Адвокат попросил материалы дела для ознакомления, после чего вырвал оттуда направление на медосвидетельствование, а также результаты показаний алкотестера и съел их….

Понятие системы земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность («иерархическая лестница») земельно-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли в регулировании земельных отношений. ЗК РФ в отличие от иных кодексов РФ (например, УК РФ) не имеет четкого разделения на Общую и Особенную части. Тем не менее, институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют общую часть земельного права.

Институты Общей части включают:

  1. право собственности и иные вещные права на землю;
  2. управление земельными ресурсами РФ;
  3. права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
  4. правовая охрана земель;
  5. управление в сфере использования и охраны земель;
  6. правовое регулирование платы за землю;
  7. ответственность за нарушение земельного законодательства.

Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, обороны и иного специального назначения); земель особо охраняемых территорий и объектов (заказников, заповедников, национальных парков и т.д.); земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение «земельное права» с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура «земельного права» отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет «метод правового регулирования» как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

История земельного права

Любое историческое событие является следствием цепи прежних, и оно же будет предпосылкой будущих событий, какой радикальностью ни отличалось бы происходящее.

1. Аграрная реформа 1861 г.:

1) крестьяне как носители земельных прав и обязанностей;

2) отмена крепостной зависимости. Крестьяне получили право на земельный надел, порядок осуществления выкупных платежей за него;

3) упрощение получения земельных участков крестьянами на праве личной собственности;

4) выделение крестьянам земли, но пользование земельными участками существенно ограничивалось обстоятельствами перед бывшими собственниками по их выкупу;

5) существование надельного землепользования – есть разновидность долгосрочной аренды (оброчного пользования);

6) внутри земельной общины предоставление права пользования крестьянской семье. Крестьянской земли, находящейся в личной собственности, не было;

7) объединение удельных, государственных и помещичьих крестьян в сословие крестьян с единой общей юрисдикцией.

2. Реформа П. А. Столыпина.

Реформа Столыпина была направлена на переход от преимущественно права общей собственности на землю среди крестьян (общинное землевладение) к праву личной собственности главы хозяйства.

Особенности реформы:

1) крестьяне получили право на владение землей;

2) право распоряжения земельным участком заключалось в праве заключать все виды сделок,

предусмотренные для недвижимости, а также совершать действия, предусмотренные правом для распоряжения недвижимостью;

3) предусматривалась возможность выкупа земель для государственных нужд;

4) существовало право сервитута;

5) община получила право распоряжаться недрами, выпасами, лугами;

6) община могла периодически продавать, сдавать в аренду земельный надел по согласованию с пользователем.

3. Земельная реформа 1990 г. Особенности реформы:

1) получение земельными участками экономической оценки, т. е. включение в экономический оборот;

2) закрепление земель в частную собственность;

3) ведение личного подсобного хозяйства, гаражного и дачного строительства, садоводства и огородничества;

4) регулирование взимания платежей за землю;

5) включение земельных участков в рыночный оборот через на 10 лет.

4. Конституционная реформа 1993 г. Особенности реформы:

1) окончательно был отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков;

2) земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности;

3) имущество может находиться в собственности общественных объединений (организаций);

4) объектами права собственности могут быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги и иное имущество.