Военная обязанность
Согласно этим положениям воинская обязанность подразделяется на составные части.
- Первая часть – это воинский учет. Его осуществляет военный комиссариат или административные органы в отсутствие такового. Первичный воинский учет заключается в сборе данных о призывниках и подготовке их медицинскому осмотру. Для всех граждан РФ, отслуживших в рядах ВС, предусмотрен основной воинский учет. Обычно его ведение возлагают на работодателя или органы местного самоуправления. Специальный воинский учет подразумевает мониторинг за установленной категорией граждан, забронированных организациями или органами власти на время проведения мобилизации.
- Обязательная военная подготовка осуществляется через введение специальных курсов в общеобразовательных и средне-специальных учебных заведениях. В качестве разделов курса основ безопасности жизнедеятельности включаются такие вопросы, как основы воинской службы и гражданская оборона.
- Два раза в год организуется пополнение личного состава ВС вновь прибывшим контингентом, это мероприятие называется военный призыв.
- Непосредственное прохождение службы является прямой воинской обязанностью граждан РФ и регулируется законом «О воинской обязанности».
- Граждане, прошедшие срочную службу или признанные ограниченно годными на военной комиссии, а так же выпускники учебных заведений с военной кафедрой состоят на общем воинском учете, пребывая в запасе.
- По решению военного комиссара, который руководствуется постановлениями по линии Министерства обороны, лица, пребывающие в запасе подлежат призыву на всевозможные военные сборы.
Обязанности граждан
Лица, подлежащие воинскому учету, при получении повестки из комиссариата обязаны лично явиться в указанное место в назначенное время. В случае неявки предполагается привлечение к административной ответственности и выплате штрафа в размере 500 руб.
В течение двух дней с момента исключения из списка личного состава (в связи с увольнением или зачислением в запас ВС РФ) необходимо явиться в военкомат для постановки на военный учет. Если вы решили изменить место проживания, об этом нужно сообщить в течение двух недель в орган местного самоуправления, в компетенции которого проведение учета.
Потеряв военник или удостоверение, в обязанности гражданина входит обратиться для восстановления документов (выдают новые взамен потерянным) в ту же структуру самоуправления (в двухнедельный срок с момента обнаружения потери).
Если на момент призывной кампании мужчины, подлежащие призыву, покидают страну на срок более 3 месяцев, нужно снова отправиться в комиссариат либо в другой исполнительный орган власти, в полномочия которого входит проведение учета.
Итак, если вы состоите на воинском учете, и, получив повестку, думаете не явиться в военкомат, высок риск того, что ваше личное дело окажется в органах местного контроля. На них будет возложена задача розыска «уклониста».
Первичная постановка
Молодые люди, кому в текущем году исполнится 17, обязательно должны прийти в военный комиссариат, чтобы встать на учет. Первоначальная регистрация проводится каждый год в одни и те же даты — с 1 января до 31 марта.
Как правило, в комиссариат молодых людей направляют из учебного заведения, где на данный момент они проходят обучение. Для этого выбирают день, отменяют занятия и организованно сопровождают на медкомиссию.
Но те, кто на момент исполнения 17 лет работают, должны сделать это самостоятельно. Сопровождать своего ребенка могут родители, после того как заявят о своем желании директору учебной организации.
В военкомате допризывники проходят освидетельствование. Медкомиссия состоит из врачей-специалистов, которые проводят осмотр, изучают документы молодого человека.
По окончанию медосмотра врачи выносят предварительное заключение о степени годности молодого человека к армии. Результатом осмотра и регистрации становится удостоверение о постановке на воинский учет или по-другому приписное свидетельство.
В него заносят необходимую информацию о призывнике, она будет учтена при прохождении призывной комиссии.
Подробная пошаговая инструкция: как организовать воинский учет в организации в 2021 году
Шаг 1. Назначение ответственных лиц
В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в воинском учете не участвует.
Количество военнообязанных работников |
Количество работников, ведущих ВУ |
---|---|
До 499 граждан (включительно) |
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству |
От 500 до 1999 граждан (включительно) |
1 освобожденный работник |
От 2000 до 3999 граждан (включительно) |
2 освобожденных работника |
На каждые последующие полные 3000 граждан |
1 освобожденный работник |
На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.
Шаг 2. Определение круга военнообязанных
Согласно пункту 14 постановления, обязательному контролю подлежат:
- призывники;
- военнообязанные.
К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:
- все категории военных в запасе;
- лица, получившие отсрочку от службы в армии;
- лица, освобожденные от службы в армии;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
- женщины, имеющие военно-учетные специальности.
Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 постановления:
- лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
- женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
- офицеры запаса СВР или ФСБ.
Шаг 3. Получение документов
По закону, воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
- военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.
Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате
Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.
Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета
После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.
Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.
На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.
Кроме того, компания должна вести следующие документы:
- план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- расписки о приеме документов и корешки от них;
- карточка учета организации (КУО форма № 18).
Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.
Составление плана работы военно-учетного стола
Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:
- Порядок ведения картотеки;
- Подготовку годового плана;
- Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
- Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.
Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».
Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.
Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте |
от 300 до 1000 ₽ |
от 1000 до 5000 ₽ |
В срок не ответить на запрос военкомата |
от 300 до 1000 ₽ |
от 1000 до 5000 ₽ |
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников |
от 300 до 1000 ₽ |
от 1000 до 5000 ₽ |
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат |
от 500 до 1000 ₽ |
от 1000 до 5000 ₽ |
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 08.02.2021
Документы
В регламенте Методических рекомендаций Генштаба осуществление военного учёта сопровождается такой документацией:
- Бланки выдачи удостоверений об отсрочке.
- Расписки в приеме получаемых от граждан бумаг, касающихся военучёта.
- Свидетельство о бронировании (при наличии полномочий резервирования), которое, в свою очередь, обязывает издать положение о порядке выдачи удостоверений.
- Согласованные с райвоенкоматом мероприятия по проведению учёта и бронированию граждан – запасников.
- Т-2 (личные карточки), которые формируют картотеку организации.
- Служебное делопроизводство по вопросам ВУ.
- Первичный приказ об организации ВУ для граждан – сотрудников предприятия, где также отражены моменты бронирования лиц — резервистов. Регистрируется приказ в соответствующем журнале вместе с другими приказами по предприятию.
- Профильная справочная литература о ВУ и мобилизационной подготовке.
- Журнал проверок по военному делу, созданный по правилам делопроизводства (пронумерованный, прошнурованный, заверяют подписью руководителя и завизированный штампом).
Образцы документов можно найти в нормативах. Движение перечисленных бумаг регистрируется в целевом журнале.
Периодически организация представляет отчеты для райвоенкомата.
Основные сведения представляют собой данные, указанные в таблице: Перечень состоящих на учёте сотрудников принимаемых или увольняемых на работу О количестве работников поданных предприятием на военучёт По возрастным категориям призывников О лицах мужского пола, которые встают на учет, на следующий год Одновременно с ведением документации уполномоченный сотрудник обязан оформить наглядный уголок.
На его стендах представляется вся первичная документация компании и соответствующие теме агитационные материалы.
Случаи нарушения
Самым частым видом нарушений, которые квалифицируются, как неисполнение обязанностей по военному учету, является неявка по требованию военного комиссариата. Вторым по популярности нарушением считается просрочка при постановке на общий воинский учет. Зачастую граждане не ставят перед собой цель умышленного нарушения закона, поэтому интересуются, каковы меры наказания за тот или иной поступок.
Прежде всего, каждый обязан знать, что существуют уважительные причины, которые представители военного комиссариата рассматривают в персональном порядке. Это тяжелое заболевание, увечье, похороны близкого родственника, препятствие непреодолимой силы или ряд причин, которые согласуются индивидуально.
В зависимости от степени нарушения к призывнику могут быть применены меры административного или уголовного наказания. Это штраф установленного размера, штраф, равный 18 размерам МРОТ, лишение свободы.
С чего и как начать воинский учет
Поставьте организацию на воинский учет в территориальном военном комиссариате или органе местного самоуправления:
- Подготовьте приказ об организации ведения воинского учета, в котором пропишите ответственное лицо.
Если организация впервые обращается в военный комиссариат, уточните контактные данные председателя районной комиссии в управе или администрации административного субъекта, где зарегистрировано юрлицо. Для председателя районной комиссии надо будет предоставить карточку по форме 18.
Экспресс-курс в Контур.Школе
Ведение общего воинского учета работников организации. Правила. Документы. Рекомендации кадровикам
Узнать подробнее
Совет: заполняйте сразу две или три карточки по форме 18
Требования в регионах разные, поэтому где-то карточка будет предоставляться только в районную комиссию, а где-то еще и в военный комиссариат.
Обратите внимание: организации присваивают регистрационный номер. Его проставляют в правом верхнем углу карточки по форме 18
Если вы увидите в номере индекс Б, то это означает, что в организации надо вести еще и специальный воинский учет. Всю информацию о нем можно получить только в военном комиссариате.
Теперь подробно рассмотрим каждый этап.
Шаг 1. Выбираем ответственных за ведение воинского учета
Количество ответственных работников определяем, опираясь на нормы численности военнообязанных работников в организации:
- менее 500 — один ответственный;Вариант 1. Оформляем совмещение. Работник выполняет обязанности в течение установленной продолжительности рабочего времени и оформлен по правилам ст. 60.2 ТК РФ — с письменного согласия работника и с доплатой за совмещение.Вариант 2. Оформляем совместительство. Принимаем на работу по трудовому договору по совместительству. Работник выполняет обязанности в свободное от основной работы время;
- от 500 до 2 000 — один освобожденный работник;
- от 2 000 до 4 000 — два освобожденных работника;
- свыше 4 000 — на каждые последующие 3 000 граждан — один освобожденный работник.
Шаг 2. Издаем приказ об организации ведения воинского учета в компании
Управление персоналом. Кадровое делопроизводство
Курс профпереподготовки, 272 ак. часа (коды А, В, С, D, E, F, G)
Приказ издает руководитель организации. В нем нужно определить, кто будет ответственным за ведение воинского учета и кто будет его исполнять, если нет ответственного (п. 22 методических рекомендаций).
Проект приказа нужно согласовать:
- с военным комиссаром муниципального образования территории, на которой расположена организация или ее структурное подразделение;
- с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет, если вы работаете в местности, где нет военных комиссаров.
Для работников, ответственных за воинский учет, руководитель обязан выделить специально оборудованные помещения и железные шкафы (п. 21 методических рекомендаций).
Совет 1: последующие перемещения и увольнение ответственных лиц проводите по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение — организации, имеющие мобилизационные органы
Вопрос согласования обязательно поднимается при проверке военными комиссариатами организаций.
Важно: при временном убытии ответственного за воинский учет в организации работника руководитель должен издать приказ о назначении на этот участок работы другого работника. Такой сотрудник обязан принять по акту документы для работы по воинскому учету и бронированию граждан.
Совет 2: утвердите форму акта приема-передачи дел по вопросам организации и ведения воинского учета.
Обязанности граждан
Специалисты Министерства обороны рекомендуют руководителям организаций всех типов завести в рабочем здании специальный стенд с информацией о порядке постановки сотрудников на воинский учет, их обязанностях в мирное и военное время. Также в таких «уголках» советуют опубликовать положение о том, что работники могут получать повестки. В таких случаях курьер всегда требует, чтобы человек поставил свою роспись в документе, свидетельствующем о ее получении. Причем сделать это может только сам адресат лично. Даже подпись начальника предприятия, получившего повестку за сотрудника, является недействительной. В таких посланиях всегда указывается причина, по которой гражданина вызывают в военкомат. Чаще всего это делается для призыва на воинскую службу (если он еще таковой не проходил) или если требуется уточнить какие-либо данные, сообщенные о нем работодателем.
Во втором случае получение повестки не говорит о возможном призыве человека на прохождение службы.
Законом также установлено количество работников, отвечающих за ведение документации, предназначенной для военкоматов. Этот момент также необходимо учитывать.
Так, если в компании работает менее пятисот человек, являющихся военнообязанными или призывниками, то их дела обычно ведет один сотрудник. Данную должность он может занимать по совместительству. Специалист, освобожденный от других обязанностей, должен быть в штате, если на предприятии работает от 500 до 2000 человек. При большем количестве сотрудников для воинского учета добавляются дополнительные сотрудники из расчета один подобный работник на каждые 3000 человек.
Лица, по закону не состоящие на воинском учете
Российским законодательством четко определен перечень граждан, которые не состоят на ВУ.
Кроме граждан, освобожденных от воинской обязанности в связи с состоянием здоровья, согласно «Расписанию болезней», в список входят следующие категории:
- Граждане, проходящие военную, альтернативную или службу в ОВД.
- Осужденные, находящиеся в заключении.
- Лица, возраст которых достиг предельного для нахождения в запасе.
- Женщины, специальность которых не входит в перечень военно-учетных.
- Граждане, убывшие на ПМЖ заграницу.
Явиться в военкомат для предоставления информации и постановки на учет по месту жительства входит в обязанности граждан при погашении судимости, приобретении гражданства РФ, а также при смене фактического места проживания либо прописки.
Обязанности граждан по воинскому учету для стенда
Как оформить стенд по воинскому учету, простые правила
Как известно, существует два основных способа восприятия человеком информации – визуальный и аудиальный.
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только при наличии оснований, закрепленным в законе «О воинской обязанности и военной службе».
Законодательством предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Воинский учет
Граждане по достижению возраста 17 лет обязаны состоять на воинском учете. Выделены категории граждан, которые не подлежат постановке на воинским учет.
С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.
Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы. Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии
Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.
Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника.
Ответственность за нарушения процедуры
Поскольку ведение подобного учёта является прямой обязанностью организации, то за её несоблюдение применяются штрафы. Они могут быть введены в следующих случаях:
- непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
- неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
- несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).
Ниже представлены возможные штрафы за нарушение процедуры воинского учёта:
- За нарушения в области воинского учёта для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. ( КоАП РФ).
- Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. ( КоАП РФ).
- Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведения о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, это влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. ( КоАП РФ).
Каковы обязанности граждан по воинскому учету?
Список обязанностей граждан по воинскому учету отражен в ст. 10 закона «О воинской обязанности» от 28.03.2008№ 53 (далее ФЗ №53).
Отметим основные.
- Нахождение на воинском учете по месту:
- жительства,
- пребывания — для лиц, находящихся вне места жительства от 3 месяцев,
- реагирование по вызовам военного комиссариата (далее военкомат),
- в 2-недельный срок являться в военкомат для выбытия с военной службы,
- информирование военкоматов в течение 2 недель об изменениях, касающихся:
- смены адреса,
- семейного статуса,
- учебного процесса,
- здоровья,
- трудовой деятельности,
- снятие с учета при:
- смене адреса, при этом, если физлицо вернется на старое место до истечения 3 месяцев или другой адрес будет подведомствен военкомату по старому, то сниматься с учета не следует,
- отъезде за пределы РФ сроком от 6 месяцев,
- постановка на учет в 2-недельный срок с момента:
- смены места жительства (пребывания),
- возращения в РФ,
- обеспечение целостности военного билета или временного удостоверения военнообязанного, а также прочих удостоверений личности. При этом если такие документы будут утеряны, физлицу необходимо явиться в военкомат в течение 2 недель для их восстановления,
- прочие обязанности, поименованные в пп. 2, 3 ст. 10ФЗ №53.
В случае несоблюдения этих правил к гражданам может быть применено наказание согласно приложению 19 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее Рекомендации) в размере от 100 до 500 рублей, такое же наказание предусмотрено при умышленной порче документов учета. Отметим, что при наличии уважительной причины неисполнения указанных обязанностей ответственности можно избежать. Например, если гражданин не явился по повестке в военкомат из-за болезни, штраф он не заплатит, но для этого необходимо документально подтвердить заболевание и посетить военкомат после выздоровления.
Практическая часть
При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет.
На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов.
д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов.
Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа. Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.
В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.
При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.
Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.
Категории граждан, подлежащие и не подлежащие постановке на воинский учет
Какие категории граждан подлежат постановке на воинский учет?
Воинскому учету подлежат граждане: — мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;
— женского пола, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет, не имеющие таких званий — 45 лет (ст. 3 «Положения о воинском учете», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.
03. 95 г.
№ 292).
Какие категории граждан не подлежат постановке на воинский учет?
В соответствии с российским законодательством не подлежат воинскому учету граждане:
— освобожденные от воинской обязанности;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— проходящие военную службу;
— проходящие службу в органах внутренних дел;
— отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;
— достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
— убывшие на постоянное место жительства за границу (ст. 4 «Положения о воинском учете»).
При наличии каких специальностей граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет?
Все граждане женского пола, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, министерствах и ведомствах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям.
На воинский учет зачисляются граждане женского пола, получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по следующим специальностям:
а) в области связи — телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты, радиотелеграфисты, радиометристы, радиомеханики, радиооператоры, телеграфные механики, фототелеграфисты, фоторадиотелеграфисты;
б) в области оптических и звукометрических средств Измерения и метеорологии — мастера, механики, метеонаблюдатели, гидрометеонаблюдатели;
в) в области картографии, топогеодезии, фотограмметрии и аэрофотослужбы — фотограмметристы, фотолаборанты, операторы, мастера, граверы, топогеодезисты, цинкографы, теодолитчики;
г) в области вычислительной техники — мастера, Механики, операторы;
д) в области полиграфии — граверы, цинкографы, Мастера и наладчики полиграфических машин;
е) в области медицины — врачи, фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, акушерки, лаборанты, рештенолаборангы, рентгенотехники, зубные техники, инструкторы по лечебной физкультуре, медицинские сестры (операционные, анестезисты, участковые, патронажные, по массажу, неотложной медицинской помощи, гражданской обороны);
ж) кинорадиомеханики (ст. 1, 2 Приложения к «Положению о воинском учете»).
Ставятся ли на воинский учет лица, приобретшие гражданство Российской Федерации?
Первоначальная постановка на воинский учет лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет включительно, приобретших гражданство Российской Федерации, производится районной или городской (в городе без районного деления) комиссией по постановке граждан на воинский учет в период с 1 января по 31 марта.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола, приобретших гражданство Российской Федерации и имеющих военно-учетную специальность, осуществляется военным комиссариатом района или города (без районного деления).
Снятие с воинского учета сотрудников органов внутренних дел
Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений МВД РФ не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел РФ (ст. 21 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» в ред.
Указа Президента РФ от 24. 12.
93 г. № 2288).
Следующая
Призыв в армиюКогда ставят на воинский учет
Ответственность за не постановку на воинский учет
Если гражданин, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не является в военкомат по вызову (повестке), в указанное в повестке время без уважительной причины, не является в военкомат для постановки на учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев, то он либо будет предупрежден, либо на него будет наложен административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.
При уклонении гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии он будет предупрежден либо на него будет наложен административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо утрата учетных документов вследствие небрежного хранения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Правила постановки на воинский учет
Молодые люди с 17 лет обязаны встать на учет в военном комиссариате, к этому обязывает российское законодательство. Постановка граждан на воинский учет производится по месту регистрации.
В военкомат следует представить пакет документов, который не одинаков для разных категорий граждан. Как происходит процесс воинского учета, чем грозит уклонение от воинской обязанности — рассматривается в данной статье.