Образовательное учреждение

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов
вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные
исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных
нами вузов.

Само понятие «федеральный
университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом

Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716

. Создали их с целью модернизации образования и
подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский
    федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский
    (Приволжский);
  • Северо-Восточный
    имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский
    имени Иммануила Канта;
  • Северный
    (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский
    имени В. И. Вернадского.

Все они создавались
указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с
социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ –
пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв
конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить
вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей,
которым должен соответствовать НИУ, приведен в

.

Категория НИУ присваивается на 10
лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских
программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России
сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и
Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем
Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Когда подавать документы и когда проходить вступительные испытания

Сроки приема документов на платное и заочную формы обучения определяется учебным заведением самостоятельно

Обычно подача документов в ВУЗы начинается с 20 июня, если абитуриенты поступают в академии МВД и прочие, где требуется специальная подготовка, то для начала следует пройти медкомиссию.

Дополнительные испытания проводятся ВУЗом 7 июля, а 26 июля производится поступление по ЕГЭ. Зачисление производится до 27 июля, ВУЗ публикует на сайте списки поступивших студентов на бюджетное отделение. Это первая волна зачисления, приказ о котором выходит не позднее 3 августа.

После этого начинается вторая волна зачисления на оставшиеся места, приказ издается не позднее 8 августа.

В средне-специальные учебные заведения срок подачи документов начинает течь с 20 июня. До 10 июня производится прием заявлений на поступление по творческим специальностям, а до 15 августа – на заочную форму обучения.

Для поступления в магистратуру необходимо сдать документы не позднее 20 июля, это же правило относится и для заочной формы получения образования. Вступительные испытания и зачисление определяются самостоятельно ВУЗом, обычно, это конец июля.

Какие учебное заведение выбрать абитуриенту после 11 класса

После 11 класса можно поступать как в средне-специальные учебные заведения, так и в высшие

Вузы бывают следующих видов:

  1. Университет – учреждение, подготавливает специалистов по фундаментальным и прикладным наукам. Обучение производится по 7 и более отраслям.
  2. Институт – часто выступает, как структурное подразделение либо осуществляет деятельность по одному направлению.
  3. Академия – подготавливает специалистов в конкретной сфере, например, академия искусств, медицинская и т.п.

В стране имеется около 1474 университетов, где подготавливают студентов по специальностям:

  1. Архитектура и строительство
  2. Военное дело
  3. Дипломатия
  4. Иностранные языки
  5. Информационные технологии
  6. Искусство
  7. История
  8. Кулинарные направления
  9. Медиа и издательство
  10. Медицина
  11. Мода и стиль
  12. Наука о земле
  13. Политика и общество
  14. Сельское хозяйство
  15. Сфера услуг
  16. ТВ, кино и театр
  17. Технология
  18. Транспорт
  19. Управление и бизнес
  20. Филология
  21. Экономика
  22. Юриспруденция и др.

Срок обучения в университете составляет 5 лет, а на заочной форме- 6 лет

После окончания студент получает квалификацию – специалист, и может устраиваться на работу по выбранной профессии. Есть возможность получить дополнительное образование: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Для поступления требуется сдать ЕГЭ, и по его результатам проводится зачисление в учебное заведение. Количество баллов и человек на место зависит от учебного заведения.

Институтов в стране около 803, там осуществляют подготовку студентов по специальностям:

  • Физической культуре и спорту;
  • Психологии;
  • Экономике;
  • Информационных технологиях;
  • Сельского хозяйства;
  • Педагогике;
  • Строительству и архитектуре;
  • Юриспруденции и др.

Что касается академий, то их по стране около 236, где подготавливаются специалисты для определенной отрасли: искусство, народное хозяйство и пр. По окончании учебного заведения студенты получают квалификацию – специалист, и могут работать по выбранной специальности, либо получать дополнительные образования. Академия относится к числу высших учебных заведений, поэтому все требования, правила и сроки аналогичны университетским.

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Типы учебных заведений (образовательных учреждений) в современной России

1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Образовательные учреждения для школьников

В любом случае, какой бы вариант дошкольного воспитания ни выбрали родители, после достижения малышом семилетнего возраста ребенок идет в школу. Современные общеобразовательные учреждения также работают по специальным ФГОС. Первоклассники, помимо основных каникул в осеннее, весеннее, летнее время, дополнительно отдыхают 8 дней в третьей четверти (середина февраля). Такие небольшие каникулы сделаны для того, чтобы новоиспеченным ученикам было легче адаптироваться к школьной жизни. Продолжительность урока у первоклассников меньше: длится занятие всего 30 минут в первом полугодии, и 35 минут во втором полугодии. Любое муниципальное образовательное учреждение предлагает ученикам начальных классов такую дополнительную услугу, как «пребывание в группе продленного дня». Опытные воспитатели не только «приглядывают» за ребятами, но и помогают им выполнять домашние задания, организуют для них интересные занятия, конкурсы, экскурсии.

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети — это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам — возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Дополнительное образование для младших школьников

Ученики начальных классов могут бесплатно посещать любые кружки и секции, которые предлагает данное муниципальное образовательное учреждение. Танцевальные студии, кружки вокала, театральные студии, спортивные секции — это далеко не весь перечень всех дополнительных бесплатных услуг, на которые может претендовать любой ученик школы.

Среди последних новшеств Министерства образования и науки России – экзамены для выпускников начальной школы. ФГОС начального образования, по которому уже несколько лет работают государственные образовательные учреждения, содержит серьезные требования к выпускникам 4-х классов. Экзаменационные работы, по мнению специалистов, помогут детям преодолеть страх перед ОГЭ и ЕГЭ, которые ждут их в 9-х и 11-х классах.

Для девятиклассников также есть специальное предложение: предпрофильное обучение. Ребята получают возможность бесплатно посещать, помимо учебных занятий, разные курсы: по физике, химии, литературе. Данное новшество было введено для того, чтобы будущие выпускники могли правильно сделать выбор своей будущей профессии. Есть и специальный курс для девятиклассников по профессиональной ориентации. Программа курса предполагает знакомство с разными профессиями, выполнение тестов для определения направленности мышления детей, выявление их интересов.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.

При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

Если просто школы мало – дополнительное образование

Кроме НОО, ООО и СОО есть еще и ДО – дополнительное образование. Кружки и секции придется посещать не в Доме творчества (про дворцы пионеров уже все забыли давным-давно), а в загадочных заведениях:

  1. ГБОУ ДО ЦВР – центр внешкольной работы (остальное уже расшифровано выше).
  2. ГБУДО – государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
  3. МБУДО – муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.

Ну а если таланты рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах хочется развить до профессионального уровня, тогда вам в ФГБПОУ – федеральные государственные бюджетные профессиональные образовательные учреждения. Это по старинке музыкальные и художественные школы.

Теперь вы все знаете и можете перевести на человеческий язык диалог, с которого началась эта статья. Для контроля – он будет выглядеть так:

– Нет, я лучше в садике останусь.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное,
дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее

учебное заведение

. Ответьте
для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем:

Зачем поступать в магистратуру

Что
нужно

Куда
поступать

Рабочая профессия, быстро и без
особых сложностей
Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с
углубленным изучением отдельных дисциплин
Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового
уровня
Техникум
Квалификация по программе
углубленного уровня с перспективой поступления в вуз
Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт
(в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с
уклоном в экономические потребности своего региона
Федеральный университет
Высшее образование с возможностью
серьезно заниматься наукой
Национальный исследовательский
университет

Похожие термины:

  • – отдельный вид организации, которая: является юридическим лицом частного или публичного права, действует на основании выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности на опреде

  • (за исключением детских школ искусств), иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную

  • регулярные учебные заведения и организации с аналогичными функциями, предназначенные для лиц, обладающих статусом взрослого члена общества. Подразделяются на три категории: а) учреждения компен

  • систематический процесс управления деятельностью учебного заведения с целью эффективного удовлетворения потребностей общества в образовательных услугах. (Каленюк И. С. Економіка освіти : навч. п

  • орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной громады (громад), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых учрежд

  • учреждения повышения квалификации; курсы, центры профессиональной ориентации; музыкальные и художественные школы; школы искусств; дома детского творчества; станции юных техников и натуралистов

  • учреждение образования, которое реализует образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специа

  • 1) коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм, методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответс

  • осн. форма гос. -обществ.контроля за образоват.деятельностью Введена в Рос. Федерации по Закону об образовании (1992) Проводится на единой нормативной и организац. -метод основе независимо от ведомст

  • — учреждения дошкольного образования; — учреждения общего среднего образования; — учреждения профессионально-технического образования; — учреждения среднего специального образования; — учреждени

  • — начальная школа; — базовая школа; — средняя школа; — вечерняя школа; — гимназия; — гимназия-интернат; — лицей; — специализированный лицей; — суворовское училище; — кадетское училище; — школа-интернат для

  • образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, предназначенное для развития мотивации личности к познанию и творчеству, для реализации программ и услуг в инт

  • – тип образовательных учреждений, основная цель которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,

  • (высшее учебное заведение) — образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализу

Виды деятельности вузов

Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:

  • заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
  • учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
  • открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
  • вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.

Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов. 

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.