Академические права обучающихся

Содержание

Изменения статьи 34 закона об образовании

Какие изменения, внесены в закон, в том числе в статью 34? Изменения, вступившие в силу в июле 2018 года, определяют статус гражданина, зачисленного в студенческие ряды. Принятые изменения четко определяют права, обязанности учащихся, их статус в зависимости от заведения, формы получения образования. Помимо прав, которыми наделяется гражданин, он получает обязанности, возможность воспользоваться социальными гарантиями при необходимости. Права разграничиваются на три группы: касающиеся создания условий для получения знаний, организации учебного процесса, морально – этические.

Законодательством Российской Федерации пересматривается, уточняется, дополняется и корректируется действующий свод законов об образовании. Организацию деятельности системы образования определяет законодательная база, с обязательным соблюдением всех изменений, обновлений.

Библиография:

  1. Батяев А.А., Наумова Р.Л. Комментарий к Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2011.
  2. Волосникова Л.М. Конституционно-правовые основы академических свобод в странах СНГ и Балтии // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11.
  3. Волосникова Л.М. Генезис академической свободы в США — правовая традиция или конституционное право // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.
  4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Л.Ю. Грудцына, Ю.А. Дмитриев, А.А. Дорская и др. / Под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. 544 с.
  5. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.
  6. Речицкий В.В. Простые ценности конституционализма: свобода, рынок и социальная динамика // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 2. С. 64 — 69.
  7. Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 69 — 79.
  8. Шугрина Е.С., Нарутто С.В. Особенности управления системой образования в правоприменительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 43 — 58.
  9. Шугрина Е.С. Особенности судебной и иной правоприменительной практики по отдельным вопросам послевузовского профессионального образования // Юридическое образование и наука. 2012. N 4. С. 27 — 31.
  10. Шугрина Е.С. Правовой статус обучающегося: некоторые проблемы действующего законодательства и его совершенствование // Юридическое образование и наука. 2012. N 1. С. 29 — 31.

References (transliteration):

  1. Batyaev A.A., Naumova R.L. Kommentarii k Zakonu RF ot 10.07.1992 N 3266-1 «Ob obrazovanii» (postateinyi) // SPS «Konsul’tantPlyus», 2011.
  2. Volosnikova L.M. Konstitucionno-pravovye osnovy akademicheskih svobod v stranah SNG i Baltii // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2006. N 11.
  3. Volosnikova L.M. Genezis akademicheskoi svobody v SShA — pravovaya tradiciya ili konstitucionnoe pravo // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2006. N 7.
  4. Kommentarii k Federal’nomu zakonu ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii» (poglavnyi) / L.Yu. Grudcyna, Yu.A. Dmitriev, A.A. Dorskaya i dr. / Pod red. V.E. Usanova. M.: YuRKOMPANI, 2013. 544 s.
  5. Laskina N.V. Kommentarii k Federal’nomu zakonu ot 22 avgusta 1996 g. N 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional’nom obrazovanii» (postateinyi) // SPS «Konsul’tantPlyus», 2012.
  6. Rechickii V.V. Prostye cennosti konstitucionalizma: svoboda, rynok i social’naya dinamika // Konstitucionnoe i municipal’noe pravo. 2011. N 2. S. 64 — 69.
  7. Syryh V.M. Obrazovatel’nye uslugi i obrazovatel’nye pravootnosheniya: diskussionnye vzglyady i deistvitel’noe soderzhanie // Zhurnal rossiiskogo prava. 2010. N 4. S. 69 — 79.
  8. Shugrina E.S., Narutto S.V. Osobennosti upravleniya sistemoi obrazovaniya v pravoprimenitel’noi deyatel’nosti // Administrativnoe i municipal’noe pravo. 2012. N 6. S. 43 — 58.
  9. Shugrina E.S. Osobennosti sudebnoi i inoi pravoprimenitel’noi praktiki po otdel’nym voprosam poslevuzovskogo professional’nogo obrazovaniya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. N 4. S. 27 — 31.
  10. Shugrina E.S. Pravovoi status obuchayushegosya: nekotorye problemy deistvuyushego zakonodatel’stva i ego sovershenstvovanie // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. N 1. S. 29 — 31.

Обзор документа

Установлен новый порядок предоставления академических отпусков студентам.

Право на такой отпуск имеют обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования — студенты, курсанты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы и ассистенты-стажеры.

Он может предоставляться по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам (перечень оснований открытый). Академический отпуск можно взять и в случае призыва на военную службу.

Максимальная продолжительность отпуска увеличена с 1 года до 2 лет. При этом академический отпуск может предоставляться обучающемуся неограниченное количество раз.

Для получения отпуска обучающийся подает заявление и документы, подтверждающие основание для его предоставления (медзаключение, повестка из военкомата и др.). Решение об отпуске принимается руководителем образовательной организации (или уполномоченным им лицом) в 10-дневный срок после поступления документов.

С лиц, обучающихся на договорной основе, за время академического отпуска плата за обучение не берется.

Как и ранее, в период отпуска по медпоказаниям выплачивается ежемесячная денежная компенсация (50 руб.).

Порядок пользования общежитием во время отпуска определяется с учетом установленных законодательством правил предоставления жилых помещений в общежитиях.

Обучающийся может выйти из отпуска досрочно по собственной инициативе.

Основанием для допуска к учебе по окончании отпуска служит приказ руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

Новый порядок вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме — «Применение нормативно-правовых документов в педагогической деятельности.».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Пакет документов по нормативно — правовому обеспечению введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования.

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с.

Общие сведения

Ст. 34 закона «Об образовании» 273-ФЗ в редакции 2020-2021 годов устанавливает круг полномочий учащегося, обучаемого. Под обучаемым в данном случае понимается не только ученик средней школы, но и студент, абитуриенты, воспитанники детского сада и т.д. Полный перечень обучающихся приведен в ст. 33 ФЗ-273.

Далее приведем только список основных академических правомочий обучаемых, полный перечень включает 29 пунктов и является закрытым, федеральными законами в него могут быть внесены уточнения.

Обучаемому гарантированы следующие права на:

  • осуществление после достижения совершеннолетия выбора по своему усмотрению образовательной организации, формы обучения и получения знаний (до достижения совершеннолетия такие решение принимает законный представитель);
  • учет индивидуальных особенностей, получение социально-педагогической помощи и психокоррекцию;
  • ускоренное обучение или получение знаний по индивидуальному плану в порядке, утвержденном локальными нормативными актами образовательной организации;
  • участие в процессе формирования своего профобразования при условии соблюдения установленных стандартов получения знаний (статья 34, пункт 4);
  • выбор факультативных, то есть, необязательных курсов из предлагаемого образовательной организацией перечня;
  • дополнительное образование по своему усмотрению вне организации;
  • зачет результатов проверки усвоения образовательных курсов, дисциплин и предметов (в этот пункт ФЗ-403 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2020 года);
  • отдых, то есть каникулы (статья 34, пункт 1, подпункт 11).

Права обучающихся, которые предусмотрены в статье 34 Закона «Об образовании в РФ»

1. Право на выбор школы и формы получения образования и обучения – для учащихся 10-11 классов или учащихся старше восемнадцати лет 
— Это право означает, что после 9 класса учащийся может по своему усмотрению, без учета мнения родителей, менять школу, переводиться в колледж, переходить на самообразование.

2. Право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. 
— То есть, если ребенок гиперактивный, имеет особенности развития, нарушения речи, слуха, или просто надолго заболел — он может рассчитывать на создание специальных условий — обучение по адаптированной программе, обучение на дому, особые условия итоговой аттестации. Обосновать наличие специальных условий позволит справка от врача или заключение ПМПК.

3. Право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами школы. 
— Возможны гибкое расписание, гибкая индивидуальная программа, но условия и порядок определяет школа.

4. Право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов из перечня, предлагаемого школой — для учащихся 10-11 классов 
— В том числе, это право позволяет выбирать профили обучения из числа предложенных школой. 

5. Право на зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность в порядке, установленном школой. 
— Обучение в художественной или музыкальной школе, занятия в спортивных секциях могут зачесть вместо уроков ИЗО, физкультуры и музыки, но только если в школе принят такой локальный акт.

6. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. 
— Школа отвечает за здоровье и безопасность детей во время учебы. Учащийся вправе требовать оградить его от всех форм насилия.

7. Право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. 
— Наличие убеждений не порок, а право. Даже если эти убеждения идут в разрез с линией партии. Учащийся может не есть мясо, носить мусульманский платок, совершать религиозные обряды и самовыражаться всеми способами, которые не противоречат Уставу школы. 

8. Право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком 
— Учащийся имеет полное право отказываться от любых мероприятий, назначенных на каникулы — принудительная отработка, индивидуальные занятия и пересдача долгов будут нарушением права на отдых. 

9. Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации. 
— Это право, как и все здесь перечисленные, принадлежит всем обучающимся, в том числе учащимся на семейном образовании, зачисленным в школу в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации. 

10. Право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
— Все это право, а не обязанность. Участие в олимпиаде не могут ограничить, но также не могут и навязать. Мероприятия, которые не предусмотрены учебным планом, не являются обязательными для посещения.

Прочие статьи раздела

Документ, утвержденный законодательным органом исполнительной власти, разделен на главы. Главы состоят из статей, которые определяют, какие права, обязанности соблюдают участники системы образования.

Какие в разделе закона присутствуют статьи помимо статьи 34:

учащиеся;

Статья определяет статус учащегося в зависимости от того, какое учебное заведение, какой уровень образования.

  • применение учебных пособий, методических материалов, источников информации;
  • какие финансовые социальные выплаты;
  • обеспечение питания граждан, находящихся на обучении;
  • снабжение обмундированием;
  • распределение и обеспечение жильем;
  • организация средств перемещения;
  • защита, сохранность жизни, здоровья.

Это не весь перечень статей, входящих в состав раздела.

Дополнительные права

С статье напоминается о наличии у обучаемых общих конституционных прав человека в РФ: на свободу совести, информации, на свободное высказывание и изложение собственных взглядов и любых убеждений (думается, в пределах, установленных законом), уважение личности и достоинства, охрану частной жизни.

Также согласно ст. 34 обучаемым предоставлено право на:

  • академический отпуск,
  • перевод в другую образовательную организацию, на курс по другой профессии или специальности (при этом, согласно судебной практике не допускается перевод из системы высшего образования, даже с бакалавриата, в систему среднего и наоборот);
  • восстановление в образовательной организации после отчисления в порядке, установленном Уставом такой организации;
  • участие в управлении организацией по установленным правилам;
  • ознакомление с информационной базой организации, включая свидетельство о госрегистрации организации, Устав, локальные нормативные акты и т.д.;
  • бесплатное пользование информационными и библиотечными фондами, ресурсами, инфраструктурой, необходимыми для учебы и отдыха, развития творческих способностей;
  • поощрение и награды;
  • совмещение учебы с работой, если это не отражается на результатах освоения учебного плана.

Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи

Какие права, обязанности, мероприятия помощи, социальной поддержки предусмотрены в сфере образования, определяют официально регламентированные законодательные акты.

Какой документ определяет права учащихся образовательного учреждения

Правовые основы студенческой жизни определяет документ, действующий с декабря 2012 года № 273/Ф3. Документ содержит исчерпывающую информацию относительно порядка предоставления образования в стране, определяет, какие нормы, требования действуют.

Какие права учащихся определяет документ

  • Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
  • Выбор специальности, форму получения знаний.
  • Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
  • Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
  • Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
  • Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
  • Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
  • Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
  • Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
  • Формирование организаций объединения движения и партий.
  • Смена факультета, специальности при желании.
  • Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
  • Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
  • В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
  • Право на отдых от учебного процесса.
  • Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
  • Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
  • Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
  • Предоставление условий для самообразования.
  • Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
  • Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме — «Применение нормативно-правовых документов в педагогической деятельности.».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Пакет документов по нормативно — правовому обеспечению введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования.

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с.

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

Сторона Кто входит
Сторона обучающихся Членами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:биологические и приемные родители;
усыновители;
опекуны
и т.д.
Сторона обучающая Членами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

Обязанности

Каждый обучающийся, кроме прав, имеет и обязанности. Ученик обязан:

  1. Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные планом учебные занятия, выполнять индивидуальный план и задания, которые дал учитель.
  2. Стремиться к духовному развитию и нравственному совершенствованию.
  3. Соблюдать устав образовательной организации.
  4. Бережно относиться к школьному имуществу.
  5. Уважать достоинство и честь других участников образовательного процесса.
  6. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
  7. Соблюдать правила техники безопасности.

Источники

  • https://studme.org/219902/pravo/obrazovatelnye_otnosheniya
  • https://dokivse.ru/dokumenty-dlya-postupleniya/kakoj-dokument-opredelyaet-prava-uchashhihsya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  • https://yr-expert.com/uchastniki-obrazovatelnyh-otnoshenij-eto/
  • https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/obrazovatelnii-process.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obrazovatelnoe_pravo_i_ego_zaschita/predmet_i_subekty_obrazovatelnogo_prava/
  • https://studme.org/219919/pravo/prava_obuchayuschihsya
  • https://bstudy.net/696497/pravo/uchastniki_obrazovatelnogo_protsessa
  • https://nsportal.ru/vuz/yuridicheskie-nauki/library/2016/08/10/prava-i-obyazannosti-uchastnikov-obrazovatelnyh

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»

3 июля 2013

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся.

2. Признать по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 2782 «О порядке предоставления академических отпусков» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 1999 г., регистрационный № 1779).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2013 г.

Регистрационный № 28912

Приложение

Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся

1. Настоящие порядок и основания устанавливают общие требования к процедуре предоставления академических отпусков лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (студентам (курсантам), аспирантам (адъюнктам), ординаторам и ассистентам-стажерам) (далее — обучающиеся), а также основания предоставления указанных отпусков обучающимся.

2. Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования (далее — образовательная программа) в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

3. Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз.

4. Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является личное заявление обучающегося (далее — заявление), а также заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям), повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу), документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (при наличии).

5. Решение о предоставлении академического отпуска принимается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в десятидневный срок со дня получения от обучающегося заявления и прилагаемых к нему документов (при наличии) и оформляется приказом руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

6. Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска. В случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица, во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается.

7. Академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

8. Обучающимся, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3035; 2003, № 33, ст. 3269; 2006, № 33, ст. 3633; 2012, № 22, ст. 2867; 2013, № 13, ст. 1559).

9. Порядок пользования общежитием обучающимися определяется с учетом статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Какие комментарии к 34-й статье

К каждой статье государственного закона приложены комментарии, которые определяют суть пунктов, содержащихся в главе.

Основные комментарии

Человек, получая статус студента, претендует на уважение личности, сохранность жизни и здоровья, высказывание собственных мыслей, взглядов, комментариев.

Студенческие права, которые определяет документ, негласно поделены на три категории:

  • относительно участия в учебном процессе, освоении выбранной профессии;
  • морально – этические;
  • касающиеся условий существования, организации учебного процесса.

Существует неточность относительно молодых мам. Правила недостаточно ясно описывают предоставление социального, академического отпуска на случай беременности, рождения ребенка женщиной, которая числится в студенческих рядах.

Предоставление возможности сменить форму обучения с коммерческой на бюджетную. Ранее оставлялось на усмотрение учреждения. Сегодня такая возможность предоставляется каждому желающему студенту при условии соблюдения правил перевода.

Социальные гарантии закона составлены с учетом интересов учащихся. Деятельность образовательного учреждения заключается не только в предоставлении знаний, но и условий проживания, питания, социальных выплат.