Правоохранительные органы рф

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Адвокатура

Адвокатура — это добровольное объединение граждан государства, которые на профессиональной основе осуществляют правозащитную и правоохранительную деятельность. Ее ведение заключается в том, что адвокаты, которые признаны таковыми в установленном законом порядке, занимаются ведением предварительного следствия по тем делам, в которых одной из сторон являются подзащитные, а также предоставляют компетентную правовую защиту в процессе предварительного следствия. В делах, которые ведутся в порядке гражданского судопроизводства, адвокаты имеют право выступать в качестве представителей сторон.

Вся деятельность, которая осуществляется адвокатами, должна производиться исключительно в строгом соответствии с положениями Закона РФ «Об адвокатуре» Следует отметить, что на основании данного нормативного акта представители общества адвокатуры обязаны оказывать профессиональную правовую помощь населению касательно решения всех вопросов. А также предоставлять консультации.

Следует отметить то, что представители адвокатуры очень часто, действуя в интересах своих клиентов, подают ходатайства и жалобы на действия некоторых государственных правоохранительных органов, тем самым корректируя их работу и устраняя ошибки, которые могут быть допущены по рассматриваемому делу.

Состав правоохранительных органов в РФ

Все правоохранительные органы, которые создаются и действуют в Российской Федерации, представляет система правоохранительных органов РФ в качестве единой системы. Системность является таким уровнем интеграции, где происходит взаимное сочетание и усиление полномочий каждого элемента. Это способствует росту эффективности работы государственного механизма в целом.

Схема правоохранительных органов состоит из нескольких элементов:

  • органы прокуратуры РФ;
  • ОВД РФ;
  • ФСБ, ФСКН;
  • СВР;
  • ФТС России;
  • органы предварительного расследования и др.

Вместе с этим в нашей стране сформированы и работают негосударственные структуры, также включенные в схему правоохранительных органов. Сюда можно отнести адвокатуру; нотариат; частные детективные и охранные компании.

Замечание 1

В определенных случаях государственные органы можно считать правоохранительными не в полной степени, а только в рамках исполнения ими соответствующих полномочий.

Так, органы ФСБ России в соответствии со своим основным назначением предназначены для обеспечения стабильности государства. Но в некоторых ситуациях в своей деятельности они способны обеспечивать охрану и защиту личности, которая вовлекается в соответствующие правоотношения. Органы ФТС в нашей стране осуществляют фискальную деятельность, но вместе с этим занимаются и правовой охраной. Помимо этого, структура таможенных органов включает и специализированные подразделения дознания, относящиеся к органам предварительного расследования.

Органы предварительного расследования и оперативно-розыскные органы можно отнести к блоку силовых государственных структур. Наряду с этим их возможности, главным образом, концентрируются на обеспечении прав, свобод и законных интересов различных лиц. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство (включая предварительное расследование) предназначено для защиты прав и законных интересов предприятий и лиц, которые потерпели от преступлений, защиты личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения, ограничений ее прав и свобод.

Статья 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет, что подобная деятельность должна вестись для защиты жизни, здоровья, прав и свобод лиц, обеспечения общественной и государственной безопасности от преступного посягательства.

Замечание 2

Государство непрерывно занимается совершенствованием своей деятельности в различных социально значимых сферах, поэтому система правоохранительных органов, включая их полномочия, также может меняться.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

показать содержание

Основные принципы работы прокуратуры и Следственного комитета РФ

Регламент деятельности прокуратуры Российской Федерации прописан в Федеральном законе №2202-1 «О прокуратуре РФ», который действует с 17 января 1992 года. Ее основная цель — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории страны.

К остальным функциям прокуратуры относят:

  • надзор за тем, как исполняются законы, а также за тем, чтобы им соответствовали издающиеся правовые акты;
  • надзор за должным соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • надзор за тем, как исполняют законы органы, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, как исполняются законы судебными приставами, администрацией исполнительных органов/организаций и мест заключения;
  • уголовное преследование;
  • координирование действий правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью;
  • возбуждение дел и проведение расследований административного характера.

К основным принципам, которыми руководствуется прокуратура Российской Федерации относятся следующие.

  1. Независимость. Этот принцип подразумевает исполнение полномочий независимо от федеральных государственных органов власти (включая субъектов РФ и местного самоуправления) в соответствии с законами, действующими на территории страны.
  2. Гласность. Этот принцип заключается в гласном действии в тех случаях, когда это не нарушает законодательные требования.
  3. Открытость. Этот принцип включает в себя информирование граждан и органов власти о состоянии законности в постоянном режиме.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генпрокуратура, прокуратуры субъектов государства (включая приравненные к ним специализированные и военные прокуратуры), учреждения науки и образования, редакции печатных изданий, которые относятся к юрлицам. Помимо этого в нее входят прочие специализированные прокуратуры.

Определение 2

Следственный комитет Российской Федерации — это федеральный государственный орган, который выполняет полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству и находится в подчинении Президента Российской Федерации.

Этот комитет стал функционировать с 15.01.2001, заменив собой Следственный комитет при прокуратуре РФ. Его деятельность основывается на Федеральном законе №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» (действует с 28 декабря 2010 года).

К основным задачам этой организации относят:

  • оперативное расследование правонарушений согласно установленному порядку;
  • обеспечение законности в процессе обработки поступивших сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, предварительного расследования, также сюда входит защита гражданских и человеческих прав/свобод;
  • процессуальный контроль работы следственных органов и должностных лиц;
  • выявление обстоятельств, которые способствовали правонарушению и принятие мер, направленных на их устранение;
  • международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства;
  • разработка мер, направленных на реализацию политики государства в области законодательного исполнения уголовного судопроизводства;
  • внесение улучшений в нормативно-правовое регулирование в установленной сфере;
  • определение алгоритма формирования/представления отчетов со статистическими данными и прочих типов отчетности.

Следственный комитет РФ функционирует, опираясь на следующие принципы:

  • независимость — этот комитет работает вне зависимости от любых органов публичной власти;
  • гласность — комитет работает гласно в тех случаях, когда это не нарушает гражданские/человеческие права и свободы, а также не противоречит российскому законодательству об уголовном судопроизводстве и об государственной (и любой иной) тайне, находящейся под охраной закона;
  • открытость — комитет направляет информацию в органы власти государства и оповещает население о результатах проделанной работы.

В систему Следственного комитета Российской Федерации включены центральный аппарат Следственного комитета, следственные главуправления и управления Следственного комитета по субъектам РФ, а также приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, прочие следственные отделы и отделения (городские и районные), включая специализированные и военные следственные подразделения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы — налоговая полиция, Конституционный Суд — которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих — судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса.

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Смотрите также:

  • Гражданство Российской Федерации
  • Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  • Права и обязанности налогоплательщика
  • Право в системе социальных норм

Найдено научных статей по теме — 15

Правоохранительная функция государства

Зырянов Сергей Михайлович

Рассматриваются проблемы систематизации функций государства, определения места правоохранительной функции в системе государственных функций, устанавливается ее содержание и взаимосвязь с правоохранительными органами.

Субъекты реализации правоохранительных функций государства

Шай Р.Я.

Статья посвящена решению проблемы определения понятия “правоохранительные органы”, так как от этого зависит решение вопроса о том, какие именно функции государственных органов следует признавать правоохранительными.

Правоохранительная функция государства на Северном Кавказе

Хажироков Валерий Ахиедович

В статье рассматриваются особенности реализации правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе.

Правоохранительная функция как перманентная функция государства

Харченко Олег Витальевич

В статье рассматриваются различные точки зрения о функциях государства, сформулированные отечественными учеными, дается определение перманентной функции государства, определяется целесообразность включения правоохранительной функц

Правоохранительная деятельность как функция правового государства

Зуев Владимир Иванович

В статье исследуются вопросы формирования в нашей стране правового государства и свойственные ему характерные черты, включая функции правоохранительных органов, осуществляющих данный вид деятельности.

Международная безопасность и правоохранительная функция государства

Максименко Эдуард Анатольевич

Настоящая статья посвящена исследованию о весьма значительной и объемной внешней функции, Российского государства по обеспечению прав человека, которая является функцией обеспечения международной безопасности, мира и поддержания м

Правовое государство: специфика реализации правоохранительной функции

Лавринович Кирилл Игоревич

В статье рассматриваются особенности реализации правоохранительной функции правовым государством, которые находят отражение прежде всего в составе субъектов, принимающих участие в её осуществлении.

Механизм реализации правоохранительной функции современного государства

Балуев Е. Н.

В статье рассматриваются подходы к осмыслению дефиниции «правоохранительная функция государства» в российской теоретико-правовой науке, а также механизм реализации правоохранительной функции современного государства.

Правоохранительная функция российского государства: исторические особенности

Хажироков Валерий Ахмедович

Статья посвящена исследованию исторических традиций правоохранительной деятельности в России, выступающих основой современной правоохранительной системы, и определяющей поиск наиболее эффективных форм осуществления правоохранитель

Обеспечение безопасности как функция государственной правоохранительной службы

Нагорных Р. В.

Статья посвящена характеристике обеспечения безопасности как функции государственной правоохранительной службы.

Отдельные аспекты исследования генезиса правоохранительной функции государства

Шай Р.Я.

Подчеркнута необходимость теоретического исследования отдельных аспектов возникновения и становления правоохранительной функции государства, поскольку научные работники ставят эту функцию охраны правопорядка, обеспечения режима за

Правоохранительные функции государства и права в условиях политических кризисов

Арутюнова М. Г.

Необходимость переоценки роли правоохранительных функций государства и права продиктована временем и обстановкой.

Особенности реализации правоохранительной функции государства на Северном Кавказе

Хажироков Валерий Ахиедович

Статья посвящена исследованию правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе, особенностям ее реализации, выступающим основой современной правоохранительной системы, определяющей поиск наиболее эффективных