10 главных недостатков современной общеобразовательной школы

Содержание

Отдых и здоровье

Выпускные классы нередко предполагают занятия с репетиторами или на дополнительных курсах и, соответственно, больший объём домашних заданий. Каждый учитель считает свой предмет самым важным, старается дать максимум информации всем вне зависимости от выбранного пути развития. Это идёт в комплекте с постоянным стрессом, переживаниями за результаты экзаменов и своё будущее.

Дети встают перед выбором: получить хороший аттестат и подготовиться к выпускным испытаниям, но пошатнуть здоровье или сохранить нервную систему, получив за это в аттестате столбец из троек.

Решение: Дистанционное обучение упрощает задачу выпускникам, причём предлагает для этого сразу несколько вариантов. Например, можно перевести в онлайн-формат исключительно подготовку к экзаменам. Или полностью перейти в онлайн-школу. Также возможно выбрать экстернат — например, за год освоить программу 10 и 11 классов, а оставшийся «свободный» год посвятить подготовке к экзаменам и поступлению в вуз. Вариантов много и все они сводятся к сохранению нервной системы и здоровья ребенка без ущерба для учёбы и увлечений.

Основные проблемы современного образования!

Прежде чем приступить к описанию основных проблем современного образования, хочу оговорить, что все это касается в большей степени гуманитарных специальностей, а не технических. К примеру, современная система не в состоянии подготовить грамотных бизнесменов или юристов, но вот что касается физиков, химиков, рабочих и т.д., то особых проблем здесь нет.

  1. Первая проблема современной системы образования – это педагоги, точнее, их уровень подготовки. В подавляющем большинстве случаев учителя в школах и ВУЗах не имеют практического опыта в конкретном направлении, поэтому не способны дать учащимся реально-необходимых знаний.

Как пример, приведу сферу бизнеса. Редкий предприниматель бросит управление своей компанией и станет учить детей в учебном заведении. Что касается тех педагогов, которые преподают такие дисциплины как экономика, они ни разу в своей жизни не занимались бизнесом, даже не управляли людьми.

В подавляющем большинстве эти люди являются простыми потребителями и смотрят на мир именно с этой стороны, не задумываясь о выгоде для бизнесменов. Таким образом, хотя у преподавателя «на бумаге» и есть необходимый объем знаний, эта информация не является применимой на практике и полезной, по крайней мере, большая её часть.

В институте преподают мертвые книжные знания

Многие скажут, что ученый – это и есть специалист, что он всю свою жизнь посвятил изучению конкретного направления, но это не совсем так. Ученый изучал труды других ученых, изучал кучу заумных определений, классификаций, но не знаком с тем, как все это применяется на практике.

Если говорить за все тот же бизнес, то редкий ученый открыл свое дело и руководит своей компанией, как правило, он занимается научной работой, пишет книги и статьи, которые имеют мало чего общего с практикой. К примеру, о коррупции в современных государствах написано очень много, но вот я лично не видел ни одного практического совета о том, что же делать, если чиновник требует взятку у предпринимателя.

На самом деле, такие советы можно найти, но только не в научных трудах, соответственно те источники знаний, которые использует современная система образования, есть малоэффективными, если не сказать бесполезными.

Вы живете для себя или для государства?

3. В современной практике есть такое понятие как государственный заказ на конкретного рода специалистов

Другими словами, государство при написании программы обучения исходит из того, какие работники нужны именно ему, при этом не обращая внимание на интересы самих работников

К примеру, в моем городе нужны рабочие, бухгалтера, мелкий офисный планктон, а НЕ нужны юристы, экономисты и бизнесмены. Если сопоставить средний доход этих профессий, то окажется, что государству выгодно то, что НЕ выгодно нам. Пока правительство сохраняет за собой монополию на образование (учебную программу составляет именно держава), ни о каком успехе и состоятельной жизни выпускникам можно даже не думать.

Учиться слишком скучно

4. Пока что современная система образования не выработала достаточные методы мотивации учащихся, что сильно понижает эффективность обучения. Впрочем, это зависит не только от государства, но и от самих учеников. Тем не менее, факт остается фактом – подавляющему большинству людей учиться не интересно.

Сегодня не учат практическим знаниям

5. Наиболее важную причину и проблемы сегодняшнего образования я оставил напоследок. Заключается она в том, что в любом учебном заведении вам дают не практическую информацию, не те умения, которые можно применить в реальной жизни, а «сухую» теорию, которая сложно усваивается и есть абсолютно-бесполезной.

Вам не обязательно наизусть знать заумные определения, достаточно понимать их суть, не нужно зубрить сложные классификации, ведь при настоящей работе у вас не будет ни времени, ни необходимости что-то классифицировать.

Как обойти проблемы некачественного образования?

Итак, с проблемами современного образования разобрались, но из этого всего выплывает вполне логичный вопрос – что делать? Как получить необходимые знания и умения, чтобы реализоваться в этой жизни? Вариантов на самом деле много, и я хочу посвятить этому отдельную статью. Сейчас лишь перечислю их кратким списком:

Обучение у профессионалов своего дела, которые имеют в этом опыт и могут им с вами поделиться. Устроиться на работу в перспективную компанию мелким сотрудником, постоянно наблюдать, как работают руководители и правление организации. Побыстрее начинать заниматься работой по выбранному направлению, набираться опыта, учиться на своих победах и ошибках. Искать статьи и видео выступления успешных людей, запоминать и пытаться применить все то, что они говорят

Побольше смотреть по сторонам, замечать, как работают другие люди и целые компании (к примеру, хотите стать маркетологом – обращайте внимание на рекламные объявления на улице и в интернете)

Послесловие…

Знаете, я не привык жаловать и ругать систему, ибо это ничего не изменит. Да, существуют достаточно обширные проблемы современного образования, но не нужно из-за этого опускать руки и ждать, пока кто-то что-то изменит.

Ну и естественно оставайтесь с нами на портале обучения и саморазвития, и вы найдете еще огромное количество конкретных советов по заработку и даже о создании своего бизнеса, например, советую ознакомиться с моей предыдущей статьей о лучших способах того, как можно заработать студенту свои первые деньги, а также советую прочесть о том, как можно быстро стать лидером и о важных этапах успеха, о бизнес мышлении и как правильно строить и организовать режим своего дня чтобы успевать сделать все необходимые дела.

Проблема 10. Внеурочная нагрузка

Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.  

Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.

Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.

‍Читать целиком интервью со Степаном Павловских →

«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».                                                                 

                                                                                       _________

Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.

Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.

Проблемы высшего образования в России глазами студента

Разумеется, мой взгляд на высшее образование не может охватить все проблемы, всю страну и прочее, но я надеюсь на то, что смогу в статье перечислить основные проблемы. Наверное, лучше будет это всё сделать в виде списка:

  1. Устаревшая литература и оборудование. Если литература по высшей математике может использоваться десятилетиями, поскольку ничего особо нового там придумать не получается, а если получается, то редкому студенту это пригодится, то использование литературы по, например, юриспруденции даже 5 летней давности может сильно повредить процессу обучения и дать студентам неактуальные и устаревшие знания.

Что касается оборудования – это вообще страшное дело. Никогда не забуду, как нас учили программировать на русском варианте assembler’a, было это уже в текущем десятилетии. А было это вызвано тем, что преподавателю нужно было прочитать материал и заставить нас выполнить лабораторные работы на каком-то адовом аппарате. Ну ничего, выполнили, хоть ругались долго и много. При этом не надо думать, что я вещаю из деревни, нет, нормальные языки программирования, такие как C++, C#, SQL нами изучались.

  1. Профессорско-преподавательский состав. Я ни в коем случае не хочу сказать, что все преподаватели плохие или большинство плохие, нет. Но есть такие преподаватели которые либо пришли в аспирантуру и теперь преподают для того, чтобы заработать денег и/или спрятаться от армии (аспирантов в армию не берут), причем преподают они плохо, сами не знают о чём и знаниями такие занятия не грозят. Вторая категория преподавателей, которые преподают бесполезные вещи – это пожилые профессора, читающие давным-давно устаревший материал.

Радует только то, что в нормальных ВУЗах большинство преподавателей вполне адекватны. Зачастую помимо преподавательской деятельности занимаются тем, о чём рассказывают студентам,  или хотя бы искренне заинтересованы в том, чем они занимаются и не забывают следить за новыми веяниями в вопросе.

  1. Отсутствие реальной практики для студентов. Несмотря на то, что в большинстве ВУЗов практику необходимо проходить, зачастую проходят её кое-как. Могут или просто проставить печати и подписи в фирме знакомого или пройти в ВУЗе, что никак с производством, экономикой или юриспруденцией не связано.
  2. Как следствие реальной практики отсутствие реальных знаний, которые будут нужны на работе. Это является одним из факторов, которые не позволяют студентам устроиться на работу сразу после ВУЗа, а уж тем более по специальности. Подробнее об этом можно почитать в новости под заголовком почему выпускники ВУЗов не могут найти работу.
  3. Отсутствие научной работы. Возможно кому-то научная работа и совсем не интересна, но есть студенты, которые были совсем не против погрузиться в научно-исследовательскую работу.
  4. Болонская система. Возможно, система с разделением специалитета на бакалавриат и магистратуру имеет какие-то плюсы. Но в нашей стране получилось так, что обязали ВСЕ ВУЗы перейти на болонскую систему. При этом учебная литература подготовлена не была, преподавались всё те же предметы, только в скомканном виде. Возможно сейчас всё и во всех ВУЗах уже отлажено, но сколько времени прошло? 7 лет, если я не ошибаюсь.

Да и зачем всех обязывать переходить на болонскую систему? Возможно, стоило дать ВУЗам выбор, а они бы сами решали что должно быть в рамках бакалавриата и магистратуры, а что лучше оставить в рамках привычного специалитета.

  1. Платное обучение, которое так не нравится очень многим авторам статей. Якобы платное обучение не даёт способным ученикам, не имеющим богатых родителей получить высшее образование. Это повторяется много где и кем, но я хочу сказать о том, что как раз-таки способные ученики могут поступить на бюджет. Как это происходит можете прочитать в статье ЕГЭ – возможность поступить для всех.

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

(Visited 1 542 times, 1 visits today)

Разработка новых образовательных программ

Необходимо перестроить школьные программы, чтобы лучше подготовить учащихся к жизни и работе в XXI веке.

Сегодняшний мир сильно отличается от того, что было 50 лет назад. И темпы изменений ускоряются

Школьная программа должна попытаться подготовить учащихся к этому значительно изменившемуся и быстро меняющемуся миру.

Однако многие элементы школьной программы остаются неизменными на протяжении десятилетий. Мы продолжаем представлять дисциплины в значительной степени изолированно друг от друга, делаем акцент на овладение большими объемами фактических и процедурных знаний и очень часто рассматриваем обучение как индивидуальную, а не коллективную деятельность.

Решение этой третьей проблемы требует существенного переосмысления школьной программы. Образовательные цели должны включать в себя придание большего приоритета навыкам и атрибутам, необходимым для жизни и работы в XXI веке, включая

  • навыки общения,
  • проектного мышления,
  • критического мышления,
  • использования информационных технологий,
  • работы в командах,
  • умения решать проблемы,
  • способности применять свои знания в сложном реальном мире.

↑ Тенденции развития образования в России

Основные принципы современного российского образования:

В России существует ряд направлений развития системы образования. Одной из таких тенденций является развитие сети образовательных учреждений и обеспечение возможности непрерывного образования, те. возможности постоянного пополнения и расширения знаний у людей разного возраста и положения, повышение квалификации. Таким образом, человек при желании может повышать свой уровень образованности всю жизнь.

Современное образование приобретает гуманистический характер (гуманизация образования). В соответствии с принципом гуманизма обучающийся — это центр всего учебного процесса. Вся система образования построена для него и вокруг него

Гуманистический принцип предполагает также индивидуальный подход к каждому обучающемуся, другими словами, преподаватель должен уделить внимание каждому ученику. Система образования становится стимулом и основной поддержкой в развитии и становлении личности

Для свободного развития каждого создается большая сеть учреждений дополнительного образования.

Наравне с гуманизацией в современном обществе осуществляется также демократизация всей системы образования (ликвидация неграмотности, массовое распространение среднего и высшего образования; доступность образования для широких слоёв населения), которая ставит своей целью признание человека высшей ценностью, отстаивание его неотъемлемого права на образование. Процесс демократизации предусматривает необходимость создания каждому равных возможностей получения образования независимо от пола, расы, возраста, национальности и вероисповедания.

Еще одной тенденцией развития современного образования является его гуманитаризация. Это означает, что от уровня освоения гуманитарных наук зависит степень приобщения личности к культурным ценностям и к культуре в целом. Поэтому возрастает роль таких наук как история, социология, культурология, обществоведение, психология, политология, право и т. д.

Информационное общество предполагает также интернационализацию образования — создание единой системы образования для разных стран (например, Болонский процесс, переход на единую систему подготовки специалистов -бакалавр-магистр), интеграцию образовательных систем, а также информатизацию и компьютеризацию всего образовательного процесса — использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей) и др.

Все это призвано обеспечить высокий уровень образованности населения России.

Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя». Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки»

Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты

Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты – всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

Последствия пандемии в образовании

Влияние пандемии на образование оказалось колоссальным. Оно затронуло все ступени обучения: дошкольное, школьное, профессионально-техническое и, конечно, систему высшего образования во всех странах. В значительной стпени нарушился учебный процесс. Эксперты обеспокоены, что последствия для образовательного процесса могут быть необратимыми. Давайте посмотрим, какие трудности возникли на каждой ступени обучения.

Обучение во время пандемии требует самостоятельности и ответственности

Последствия в дошкольном образовании

Дошкольное образование, несмотря на его необязательный характер во многих странах, всё же выполняет важные функции:

развивает у детей навыки социализации;
воспитывает детей, прививает им общественные нормы;
развивает творческие способности и навыки мышления;
обучает базовым знаниям;
подготавливает к обучению в школе;
обеспечивает полноценным уходом и горячим питанием, что особенно важно для слаборазвитых стран.

Дошкольное образование во время пандемии практически полностью прекратилось. В этой ситуации пострадали не только дети, но и родители, которым пришлось отказаться от работы и оставаться дома. Это значительно ухудшило экономическое положение многих семей.

Школьное образование в пандемию

Для ребёнка в начальных классах очень важно взаимодействие с учителем. Это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлекать детей в образовательный процесс

Перевести школьное образование в период пандемии в онлайн-формат практически невозможно. Маленькие ученики ещё не способны самостоятельно изучать материал, концентрироваться и долго сидеть на одном месте. Всё это в будущем может привести к тому, что дети так и не смогут вернуться к учёбе.

Последствия для профессионально-технического образования в условиях пандемии

Влияние коронавируса на профессионально-техническое образование также довольно негативное. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Учащиеся данных специальностей не могут принимать участие в подобных программах, что закрывает им доступ к качественному образованию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Влияние пандемии на высшее образование

В сравнении с другими ступенями, сфера высшего образования оказалась самой устойчивой к пандемии. Университеты сразу перевели обучение на дистанционный формат.

Однако не все вузы оказались готовы к такому переходу. Университеты в отсталых и развивающихся странах не смогли обеспечить нужное техническое оснащение и стабильный интернет, что значительно снизило качество учебного процесса.

Тем более, что далеко не все предметы действительно можно преподавать удалённо. Медицинские специализации, инженерное дело и другие прикладные области пока так и не нашли корректного решения, как снизить последствия для высшего образования в период коронавируса.

Изменения в сфере образования из-за пандемии могут иметь необратимый характер и привести к ситуации, когда целое поколение окажется вырванным из учебного процесса и больше не вернётся в образовательные учреждения. В будущем такой сценарий может привести к снижению общего уровня образования и падению экономических показателей.

Свобода передвижения

В классической школе всегда есть чёткое расписание уроков, под которое приходится подстраивать жизнь не только ученика, но и всей его семьи. Родители планируют отпуск на каникулы, семейные поездки и собрания организовываются только на внешкольное время.

Сложно и детям, серьёзно занимающимся спортом или творчеством: из-за тренировок, репетиций, гастролей и сборов приходится пропускать школу, а потом навёрстывать упущенное или мириться с неизбежными пробелами в знаниях. Да и с учителям из-за частых пропусков отношения могут не складываться, что делает учебный процесс только сложнее.

Решение: Один из самых очевидных плюсов дистанционного обучения — отсутствие привязки к времени и месту. Для учёбы достаточно удобного гаджета и интернета. А значит, можно отправляться всей семьёй в отпуск когда и куда угодно, и не забрасывать любимые хобби.

Дистанционный урок возможно перенести, посетить снова и вернуться к нему в свободное время. К тому же не обязательно садиться за парту в 8:30 утра — сделать перерыв или устроить себе полноценные каникулы можно, когда захочется.

Сегодня у нас есть не просто гарантированный доступ к образованию, но и возможность выбирать формат обучения. Мы все разные и по-разному воспринимаем информацию. Кто-то будет чувствовать себя комфортно на семейном обучении с родителями в качестве учителей. Другие — в онлайн-школе, где будет возможность общаться с учителем при минимальном контроле. Некоторые готовы пройти программу нескольких классов за год, а кому-то комфортно и в своей обычной школе, и это тоже здорово.

Увлечения

Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: детям не хватает времени или сил на серьёзные занятия в кружках и секциях. Приходится либо жертвовать успеваемостью, либо тратить на любимое дело гораздо меньше времени, чем хотелось бы, либо меньше отдыхать.

Ещё острее эта проблема встаёт в старших классах: к школьной нагрузке добавляется подготовка к экзаменам. Многим детям приходится отказываться от своих хобби, а ведь такие увлечения могли бы стать делом всей жизни. Да и нет такой цели — совсем забросить школу ради любимого увлечения, но как разорваться на две части и успеть все?

Решение: Учебный день на дистанционном обучении гораздо короче, чем в школе. К тому же ребёнок может сам выстраивать удобный график, в котором найдётся время всем увлечениям и хобби. Если нужно поехать на соревнования — домашнее задание и контрольную можно отложить.

Дистанционное обучение оставляет больше возможностей для занятий спортом и творчеством. Это отличный выход для юных дарований. К слову, дома учатся дети Уилла Смита, Анджелины Джоли. Хоумскулинг в своё время выбрали такие знаменитости, как Эмма Уотсон, Майли Сайрус, Джастин Бибер.

Многие онлайн-школы предлагают ученикам самим решать, когда и в каком темпе учиться. Можно осваивать новые темы с опережением, делать акцент только на интересные предметы или, наоборот, тщательно изучать каждый новый урок и пересматривать его столько раз, сколько потребуется.

В результате каждый ученик может работать в удобном ритме, не оглядываясь на одноклассников. Учителя не заводят любимчиков, сохраняя беспристрастность.