Понятие, принципы и состав должностного регламента

12 каким нормативным документом определяются обязанности работника в государственном органе

Перечень вопросов, по которым гражданский служащий обязансамостоятельно принимать управленческие и иные решения:____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправеучаствовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и(или) проектов управленческих и иных решений по следующимвопросам:____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий обязанучаствовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и(или) проектов управленческих и иных решений по следующимвопросам:____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Сроки и процедуры__________________________________________________________________

VIII. Порядок служебного взаимодействия__________________________________________________________________

IX. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям__________________________________________________________________

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств

То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

Запреты для государственной службы

Говоря о возложенных обязанностях нельзя не отметить наличие определенных запретов. Существует три главных ограничения для госслужащих:

  1. Гражданский служащий – это не бизнесмен. Этот человек не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и управлять компаниями, основной задачей которых является получение прибыли.
  2. Запрещено приобретать ценные бумаги с целью получения по ним прибыли. Речь идет об облигациях, акциях и иных бумагах, приобретение которых в состоянии привести к конфликту интересов.
  3. Категорически запрещается принимать от юридических и частных лиц подарки и финансовые вознаграждения.

Понятия и законные положения

На подобных сотрудников возлагается достаточно серьезная ответственность. На них распространяется огромное количество обязательств и требований. Запреты и обязанности тесно граничат с не меньшим количеством прав и гарантий.

Что касается законного обоснования, то порядок деятельности госслужащих регулируется 79-ФЗ и 58-ФЗ. Здесь отражены такие важные аспекты, как:

  • Вопросы по грамотной организации работы и службы;
  • Главные правовые нормы;
  • Общие экономические и финансовые положения.

В процессе назначения на должность госслужащего начальство выпускает официальный документ. Речь идет об официальном акте и приказе. В качестве дополнения заключается служебный контракт.

После увольнения с федеральной государственной гражданской службы гражданин не вправе:

В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Определение ответственных

Должностной регламент – это документ, который должен разрабатываться конкретными субъектами, обладающими определенной властью. Конкретизация регламента должна выполняться начальниками. Проектирование, желательно, должно протекать с привлечением внимания сотрудника, для которого оно создается. Далее происходит конкретизация должностного регламента и всех его элементов, но посредством представителя нанимателя, который является руководителем гос. органов. А также эту функцию могут выполнять субъекты РФ, осуществляющие и преследующие интересы Российской Федерации, что соответствует установке Закона 79-ФЗ, содержащейся в первой статье.

Стать действенным должностной регламент может лишь после проведения мер по его установлению и поддержанию порядка на уровнях гос. гражданской службы. Рекомендуется периодически проводить ревизии, что необходимо для проверки точности соответствия между реальным положением дел и конкретными временными рамками, в которых существует четкий закон.

Введение в действие начинается с момента его утверждения. Однако иногда приказ может включать в себя информацию о конкретном сроке, в течение которого и с момента наступления которого документ имеет силу.

Основные государственные должности

Если человек не имеет проблем, перечисленных выше, он вполне может стать госслужащим. Должности можно получить после приема на работу в Федеральные, официальные государственные структуры и в муниципалитет. Сюда же относится служба в правоохранительных организациях.

Все без исключения чины служащих распределяются на пять отдельных структурных категорий:

  • Высшая – сюда относятся советники особого высшего ранга;
  • Главная – меньшие по статусу советники гос/структур;
  • Ведущая – советники, находящиеся на гражданской службе РФ;
  • Старшая – все категории референтов;
  • Младшая – обычные секретари при высших должностях.

Каждая из данных групп имеет особые чины. Речь идет о 1, 2 и 3 классах.

Ограничения и запреты, связанные с федеральной государственной гражданской службой:

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае: 

1.Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
2.Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости;
3.Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей;
4.Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5.Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6.Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7.Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8.Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
9.Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
10.Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции». 

Советуем посмотреть также:

ПРИМЕРНЫЙ ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. ___________________________________________________________ (наименование должности в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Московской области, наименование структурного подразделения органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области и цель учреждения должности) 2. Категория должности _______________________________________ 3. Группа должности __________________________________________ 4. Должность руководителя, имеющего право давать поручения _____________________________________________________________________ 5. Перечень подотчетных должностей, которым государственныйгражданский служащий Московской области (далее — гражданскийслужащий) вправе давать указания _________________________________ 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности__________________________________________________________________ 7. Замещение должности в случае отсутствия гражданскогослужащего осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ»О государственной гражданской службе Российской Федерации».

II. Квалификационные требования и требования к личностным качествам гражданского служащего

1. Уровень профессионального образования _____________________ 2. Стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)__________________________________________________________________ 3. Стаж (опыт) работы по специальности _______________________ 4. Профессиональные знания и навыки __________________________ 5. Личностные качества _______________________________________

III. Должностные обязанности и показатели результативности__________________________________________________________________

IV. Права__________________________________________________________________

V. Ответственность__________________________________________________________________

VI. Перечень вопросов для самостоятельного решения

1. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправесамостоятельно принимать управленческие и иные решения:____________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.

Обязанности госслужащих

Одновременно с правами, у каждого государственного работника есть особые обязанности. Вот самые главные из них:

Тщательное соблюдение установленных правовых нормативов и актов РФ

Обеспечение их соблюдений.
Выполнение обязанностей в полном соответствии с установленным регламентом и поручениями руководителей.
Соблюдение распорядка рабочего времени, установленного в госучреждении.
Следить за тем, чтобы не распространялись закрытые от общественности сведения и государственная тайна.
Важно бережно и максимально экономно относиться к имуществу, которое принадлежит государству.
Предоставление информации о своей личности и о близких людях.
Нельзя нарушать законом обозначенные ограничения и запреты.
Предоставление информации работодателям, если появляются обстоятельства, которые влекут конфликт интересов и коррупцию.

Возложенные должностные обязательства не должны противоречить правам граждан России или нормативам, принятым в организациях, где они работают. Не допускается какая-либо форма ограничения подобных прав. Чтобы полноценно исполнять возложенные обязанности, сотрудник должен иметь достаточный квалификационный уровень.

Принцип последовательности

Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта. Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи. Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение. Последним в этом списке является сам регламент.

ТИПОВОЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА

(в ред. Распоряжения ФТС РФ )

Должности гражданской службы Должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку должностной инструкции Должностное лицо (структурное подразделение), с которым согласовывается должностной регламент Должностное лицо, утверждающее должностной регламент
1 2 3 4
ФТС России
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием ФТС России Непосредственный начальник (начальник службы, отдела) в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих. Начальник главного управления (управления) (или по его решению заместитель начальника главного управления (управления) в отношении федеральных государственных гражданских служащих, непосредственно им подчиненных Главное организационно-инспекторское управление (аппарат руководителя ФТС России)   Руководитель ФТС России; заместитель руководителя ФТС России
(в ред. Распоряжения ФТС РФ )
Региональные таможенные управления (в том числе специализированные)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующего регионального таможенного управления Непосредственный начальник (начальник службы, отдела и т.д.) в отношении подчиненных ему федеральных государственных гражданских служащих. Начальник РТУ (или по его решению заместитель начальника РТУ) в отношении федеральных государственных гражданских служащих, непосредственно ему подчиненных. В отношении начальников структурных подразделений заместитель начальника РТУ, курирующий соответствующее структурное подразделение Правовая служба (правовой отдел) регионального таможенного управления Начальник соответствующего регионального таможенного управления
Таможни (в том числе непосредственно подчиненные ФТС России)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующей таможни Заместитель начальника таможни в отношении курируемых им начальников структурных подразделений. Начальники структурных подразделений в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих. Правовой отдел таможни Начальник таможни
Таможенный пост (со статусом юридического лица)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующего таможенного поста Заместитель начальника таможенного поста в отношении курируемых им начальников отделов. Начальники отделов в отношении подчиненных им федеральных государственных гражданских служащих Правовой отдел (юрисконсульт) таможенного поста Начальник таможенного поста
Таможенный пост (без статуса юридического лица)
Должности федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные штатным расписанием соответствующей таможни Начальник таможенного поста Правовой отдел соответствующей таможни Начальник соответствующей таможни в порядке подчиненности

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры

Должностной регламент

В современной модели гражданской службы признаками должности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в Реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.

Должностной регламент это новация закона о гражданской службе. Он основывается на принципах:

  • законности;
  • соответствия полномочиям государственного органа;
  • эффективности;
  • стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих;
  • персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело;
  • стабильности должностных функций;
  • ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности.

Должностной регламент является существенным условием служебного контракта и составной частью административного регламента. Он утверждается представителем нанимателя. В должностной регламент включены:

  1. квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  2. должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, с задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  3. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  4. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  5. сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  6. порядок взаимодействия с гражданскими служащими того же государственного органа. гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  7. перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  8. показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 47) установлено, что в должностной регламент в качестве его обязательной составляющей включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы.

Должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых гражданским служащим по должности, но и определяются показатели результативности исполнения должности гражданской службы, т.е. в соответствии с должностным регламентом осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, и, как определено в ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, к государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.

Качество выполнения условий должностного регламента учитывается при планировании должностного роста служащего, при осуществлении необходимых кадровых технологий, формировании кадрового резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.

Обязанности государственных служащих

Гражданский служащий обязан:

  1. соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
  10. сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством РФ;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных ФЗ.

Кто не может стать госслужащим?

Продолжая тему о запретах и ограничениях нельзя не сказать о том, кто не имеет права стать госслужащим. Невозможно устроиться на работу при таких условиях, как:

  • Решение суда о недееспособности;
  • Судимость. При приеме на работу нужно предоставлять справку об ее отсутствии;
  • Отказ от процедуры предоставления доступа к сведениям, которые относятся к федеральной и государственной тайне;
  • Наличие заболевания, которое может стать препятствием к устройству на работу;
  • Присутствие родственников и связей, которые могут стать основанием для отказа по приему на госслужбу;
  • Наличие иного гражданства будет препятствием для устройства на работу, если это прописано в договоре;
  • Предоставление при устройстве на работу ложных сведений;
  • Отсутствие информации по доходам или предоставление ложной информации;
  • Утрата доверия при конфликтной ситуации, при столкновении интересов или при замеченных коррупционных мероприятиях;
  • Претендент не был на военной службе в течении 10 лет без наличия уважительной причины.

Основные обязанности федерального государственного гражданского служащего:

1.  Соблюдать законодательство Российской Федерации;
2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3.  Исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий;
4.  Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5.  Соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8.  Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9.  Представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с предусмотренной процедурой;
10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства;
11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;
12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.