Отличия экзамена и аттестации
Аттестация служит принципиально другим задачам, чем квалификационный экзамен. Если последний организовывается, чтобы оценить знания работника, то аттестация необходима для контроля действий и соответствия занимаемого поста. Аттестация осуществляется каждые З года.
До назначенной даты для комиссии предоставляется отзыв о работе сотрудника за аттестационный временной промежуток. Документ подписывает непосредственный начальник работника и начальник на ступень выше. Далее комиссия изучает предоставленные бумаги, проводит беседу с сотрудником и, в случае необходимости, с его непосредственным руководителем.
Оценив эффективность и результативность работы сотрудника, комиссия выносит решение соответствует ли работник данной должности или нет, можно ли его назначить на более высокую должность.
В большинстве случаев прохождение аттестации — это простая формальность.
Как проводится внеочередная проверка профессионализма госслужащего?
При подготовке к проведению экзамена наниматель обязан указать конкретное место, где будет проходить тестирование сотрудников
Это важно ввиду того, что при проверке профессионализма в закрытом помещении не должны находиться посторонние слушатели и третьи лица. Экзамен проводится в присутствии комиссии и только одного отвечающего в формате вопрос-ответ
Лицу задают вопросы касательно его трудовых обязанностей и должностных инструкций, на которые работник должен дать максимально развернутые и точные ответы. При проведении экзамена члены комиссии не только оценивают уровень профессионализма государственного служащего, но и фиксируют все нюансы тестирования в специальном протоколе.
Ответственность на государственной гражданской службе
Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.
Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:
- Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
- Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
- Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
- Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;
А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.
Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:
- Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
- Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
- Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
- Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;
После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.
Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.
У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:
- Он может предоставлять устные или письменные объяснения, отсылать в ответственные органы ходатайственные письма и заявления.
- Он может обжаловать действия служащих, которые заняты проведением служебной проверки. Также он может обратиться в суд против работодателя, который и инициировал подобное разбирательство.
- Он имеет право ознакомиться с заключительной запиской, составленной по результатам проведения расследования.
Правовой акт о проведении аттестации
В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.
График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.
<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.
Порядок проведения
В государственных структурах вся процедура аттестации государственного служащего прописывается в специальном нормативном акте — положении, порядке, регламенте (в статье мы будем использовать термин «Положение»). Независимо от названия документа, его суть одна — представить полную информацию о графике проверки, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и иных подробностях.
Для проведения очередной проверки госорган издает приказ по форме, рекомендуемой правительством. Основные моменты, которые в нем прописывают:
- состав комиссии, сроки и порядок ее работы;
- график проведения аттестации и списки сотрудников, которые приглашаются на нее;
- порядок ознакомления с документами каждого аттестуемого;
- необходимость подготовки и представления в комиссию отзыва об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей, материалов, необходимых для работы комиссии;
- методы оценки профессиональной служебной деятельности;
- иные подробности.
* * *
В заключение перечислим по порядку действия, которые должен совершить представитель нанимателя для оценки профессиональных навыков и знаний гражданских служащих:
- сформировать аттестационную комиссию;
- составить список подлежащих аттестации госслужащих;
- подготовить и утвердить график аттестации;
- ознакомить подлежащих аттестации служащих с графиком аттестации;
- сформировать пакет документов для работы аттестационной комиссии;
- подготовить приказ (распоряжение) о проведении заседания аттестационной комиссии;
- провести заседание аттестационной комиссии;
- оформить результаты аттестации;
- ознакомить с результатами служащих, прошедших аттестацию;
- в течение месяца принять решение в отношении каждого аттестованного служащего.
Кроме этого, отметим, что хотя Положение не требует от представителя нанимателя утверждения локального нормативного акта о проведении аттестации, его целесообразно утвердить, поскольку кроме обязательных положений необходимо также предусмотреть и дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации (например, следует закрепить критерии, по которым служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации).
Л. Куревина
Эксперт журнала
«Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Результаты аттестации
По результатам прохождения экзамена госслужащими комиссия создает аттестационный лист и добавляет его в протокол проверки профессионализма госслужащих. Аттестационный лист должен содержать сведения о том насколько сотрудник соответствует той должности, которую он занимает. Возможные формулировки по итогам экзамена:
- госслужащий соответствует или не соответствует должности;
- работник соответствует должности при условии прохождения дополнительного обучения (курсов повышения квалификации);
- сотрудник соответствует должности и является ценным специалистом в данном государственном учреждении.
Документ с итогами аттестации должен быть подписан госслужащим. Таким образом подтверждается факт ознакомления лица с личным уровнем соответствия должности. Аттестационный лист подлежит хранению в личном деле каждого работника государственного органа.
После того, как результаты экзамена зафиксированы и донесены до сведения госслужащего, они подлежат обработке. Не более чем через месяц после аттестации работодатель или его представитель должны создать специальный акт. Этот документ должен отражать решение нанимателя о направлении сотрудника на курсы по повышению квалификации, понижении в должности или включение работника в список ценных работников для карьерного роста лица.
Весь спектр услуг по охране труда, ГО и ЧС
Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решения ваших задач: качественно и в срок!
Ответственность работодателя
Внеочередная проверка знаний по охране труда проводится в случае, если у вас на это есть вышеупомянутые причины, и нужно обязательно выполнить эти требование Порядка 1/29, потому как, в противном случае, возможен штраф.
Административная ответственность довольно существенная (ч. 3 КоАП ст. 5.27.1):
- на должностных лиц – от 5000 до 20000 рублей;
- на ИП – от 15000 до 25000 рублей;
Но административная ответственность – это малая боль, которая может коснуться и должностных лиц и работодателя, гораздо печальнее, когда за отсутствие обучения по охране труда могут возбудить уголовное дело.
Кто инициатор внеочередной проверки знаний
Внеочередная проверка знаний должна быть обязательно кем-то или чем-то инициирована, и организатором может в этом случае выступать:
- специалист по охране труда;
- непосредственный руководитель или руководитель подразделения;
- инспектор ГИТ.
На каждую из причин проведения обучения и экзамена должен быть документ, обосновывающий необходимость. Это может быть предписание, служебная или докладная записка, приказ по предприятию.
Все то, что может подтвердить необходимость проведения внеочередной проверки знаний конкретным работникам, а не просто так с “бухты–барахты” погнали персонал обучаться и проверять знания.