Понятие государственный образовательный стандарт

Понятие образовательного стандарта

Если обратиться к значению слова «стандарт», то с английского его можно перевести как «норма, эталон». Отсюда следует главное назначение стандартов – организация и регулирование работы людей, получение продуктивных результатов, которые могут удовлетворить запросы общества.

Определение 1

Стандарт образования – это система базовых характеристик, которые принимаются как государственная норма образованности, отражают общественный эталон и учитывают индивидуальные особенности личности и системы образования и необходимы для достижения идеала.

Термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться относительно недавно. И это при том, что во всех европейских странах стандартизация образования проводится уже очень давно. Для этого проводится разработка унифицированных учебных планов и программ, устанавливается особый уровень образования.

Появление государственных образовательных стандартов связано не только с созданием единого образовательного эталона, но и с появлением потребности в обеспечении необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России главным нормативным документом является Федеральный государственный стандарт, с полным текстом которого можно ознакомиться в Законе РФ «Об образовании». В Стандарте проведена работа по:

  • конкретизации целого ряда понятий, таких как содержание, уровень, форма образования и проч.;
  • обозначаются средства обучения;
  • раскрываются пути и методы оценивания и анализа результатов обучения;
  • предъявляет минимальный уровень требований к подготовке выпускников.

Определение 2

Демократичность – это важная характеристика образовательного стандарта. Она характеризует соответствие части образования, которая была составлена уполномоченными на то государственными структурами, с частью образования, которую учебные заведения могут определять самостоятельно. Учебные заведения могут отступать от стандарта и варьировать содержание образования.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Похожие термины:

  • цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закреплённые в особых нормативных документах. В Российской Федерации введены по Закону об образовании 1992 года. Согласно Закону,

  • образовательные стандарты дам обучающихся с отклонениями в развитии.

  • основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования.

  • нормативные документы, устанавливающие преимущественные нормы, параметры, правила, показатели уровня качества обучения, а также термины, обозначения и другие характеристики образования для обес

  • Документ, устанавливающий общие требования к содержанию и уровню подготовки выпускников подготовительных факультетов, обеспечивающих предвузовскую подготовку студентов-иностранцев по русском

  • государственный образовательный стандарт, принятый на данный период Министерством образования РФ, устанавливающий образовательный уровень, который должен быть достигнут учащимися для получени

  • нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

  • комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов;

  • образовательные стандарты, устанавливаемые при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии.

  • Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социал

  • Создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координа

  • составная часть государственных образовательных стандартов, определяемая федеральными органами народного образования и устанавливаемая по каждому уровню образования, в которой определяется о

  • компоненты образовательных стандартов, утвержденных к применению органами управления народным образованием на подведомственных им территориях.

  • стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Длительность учебного года. Нормативы четко определяют начало занятий 1 сентября и конец занятий 25 мая. Даты каникул также определены достаточно точно: 5-11 ноября, 30 декабря – 9 января, 20–31 марта. Классная учебная неделя определятся вариативно, и ее наибольшая продолжительность превышает минимальную на 2–6 уроков. Будем считать, что математически точное вычисление длительности учебного года в астрономических часах возможно только при рассмотрении условий конкретной школы. Возьмем 9-11-е классы. Число дней обучения формально – 34 недели. Но в реальных условиях от 1 сентября до 25 мая учитываются каникулы и выходные дни. Без их учета получаем, что истинная продолжительность учебного года всего лишь 32 недели (или 167 дней). Кроме того, такое распределение возможно только при отсутствии частых в наши дни забастовок учителей или отмены занятий ввиду морозов или гриппа. Однако и такой расчет в сравнении с другими странами показывает, что продолжительность учебного года в нашей стране меньше типичного западного значения. Чтобы достигнуть этого уровня, нам нужно возвращаться к 6-дневной рабочей неделе и завершать учебный процесс в конце июня.

Наличие государственного стандарта общего образования значительно упрощает работу учителя, поскольку он объективно видит, какой «продукт» требует современное общество. Большой выбор учебно-методических комплектов по предметам, разнообразие предлагаемых программ может запутать педагога. Только четкое следование положениям государственного стандарта может помочь учителю правильно разработать учебный план с учетом требований к подготовке выпускника.

Новости

17.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

17.09.2021
Дмитрий Чернышенко сообщил, что 340 российских вузов и учреждений среднего профессионального образования адаптировали свои программы под требования цифровой экономики

17.09.2021
На сайте fgosvo.ru размещена новая редакция профессионального стандарта «Радиоинженер в ракетно-космической промышленности»

16.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (магистратура).

16.09.2021
С 24 по 27 ноября 2021 года на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова пройдет ежегодный международный конгресс «Современные проблемы компьютерных и информационных наук».

16.09.2021
Университеты готовы развивать науку и экономику регионов

16.09.2021
Стартовала олимпиада для иностранных абитуриентов магистратуры и аспирантуры, желающих учиться в вузах России

16.09.2021
29 сентября 2021 г. Национальное агентство развития квалификаций проводит HR Форум «Национальная система квалификаций – 2021». Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы выступает соорганизатором Форума.

15.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 13.08.2021 г. № 753 «О внесении изменений в приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 года № 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

15.09.2021
Принимать в вузы на основе образовательных сертификатов могут начать в 2022 году

15.09.2021
25 и 26 сентября на ВДНХ в Москве пройдет одно из самых ярких событий Года науки и технологий — фестиваль «Техносреда», главным организатором которого выступает Минобрнауки России.

14.09.2021
13 сентября 2021 года прошло заседание круглого стола на тему: «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».

14.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «О проведении в 2022-2024 годах эксперимента по приему на обучение и обучению студентов по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основе предоставления образовательных сертификатов»

13.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Координационные Советы и федеральные УМО» в подразделе «Координационные советы по областям образования: Науки об обществе» на странице ФУМО в системе высшего образования по УГСН «38.00.00 Экономика и управление» размещена информация о новом составе секций федерального УМО

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.04.03 Прикладная механика (магистратура).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 15.05.01 Проектирование технологических машин и комплексов (специалитет).

10.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен проект документа «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.03 Прикладная механика (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru в разделе «Утвержденные ФГОС ВО с учетом проф.стандартов (3++)» добавлен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.02 Технологические машины и оборудование (бакалавриат)

09.09.2021
На сайте www.fgosvo.ru размещен Приказ Минобрнауки России от 05.08.2021 г. № 715 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса»

Перейти на страницу:

  • >
  • >>

Похожие термины:

  • правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования.

  • установление в государственном масштабе единых норм и требований, предъявляемых к уровню образования, в целях сохранения единого образовательного уровня населения.

  • совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный термин обучения (Журавський В. С. Вища

  • социальная норма, в которой отражены требования к качеству образования со стороны общества и государства.

  • деятельность, направленная на установление и применение правил с целью организации эффективной системы обучения и воспитания, управления образованием и педагогической наукой.

  • (государственный образовательный стандарт – ГОС ) система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможн

  • документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования обучающихся.

  • основа оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и

  • процесс, обеспечивающий наиболее полное и оптимальное удовлетворение требований заинтересованных организаций, согласование показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в характеристику

  • установление повышенных по отношению к действующим норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые в соответствии с прогнозами развития будут оптимальными в последующее время.

  • основаоценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности отраслевых вузов. Включают: 1.) образовательно-квалификационные характери

  • Нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения. В нем установлен максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, приведены требования к

  • основа оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности вузов. Он включает: 1.) перечисление квалификаций по определенным образов

  • классификация, разработанная ЮНЕСКО в начале 1970-х гг., а с 1978 г. служит инструментом сравнительного анализа в области образования на национальном и международном уровнях. МСКО представляет собой и

Виды и уровни российского образования

На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, — это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.

Уровни образования:

  • общеобразовательный;
  • профессиональный;
  • высший.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Педагогические советы ФГОС: для чего они создаются

Педагогический совет (педсовет) – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления, состоящий из работников педагогического состава. Это консилиум профессиональных педагогов по вопросам образования. В период внедрения ФГОС проблема повышения качества образования стоит довольно остро, поэтому на педагогических советах решается множество актуальных вопросов.

В условиях введения новых ФГОС назревает необходимость организации педагогических советов в формате, предоставляющем каждому педагогу возможность продемонстрировать свое педагогическое мастерство, проявить индивидуальность, принять участие в совместной мыслительной деятельности, направленной на организацию работы школы ( другого образовательного учреждения) и повышение качества педагогического процесса. Педсовет занимается рассмотрением и решением основных вопросов учебно-воспитательной работы учебного заведения.

Одной из основных целей педагогических советов в 2019 году является обеспечение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО. Чтобы данная цель была воплощена в жизнь, педагогический коллектив должен решить задачу по обеспечению реализации ФГОС на этапе начального образования и осуществлению планомерного перехода к освоению новых стандартов в основной школе.

Как происходит обновление ФГОС

В настоящее время в России работают ФГОС, так называемого, второго поколения. Эти государственные стандарты разрабатывались с 2009 по 2012 год. Основной акцент ФГОС сделан на развитие универсальных учебных умений. Проще говоря, на способности самостоятельно добывать необходимую информацию, используя общение с людьми и технологии. Внеурочной и проектной деятельности уделяется много внимания.

Предполагается, что учащиеся, которые получают знания по ФГОС, должны быть законопослушными, любить свою Родину, проявлять толерантность, стремиться к спорту и здоровому образу жизни.

Неплохие планы и лозунги. Но сколько критики обрушивается на действующие сегодня ФГОС: и формулировки расплывчатые, и язык бюрократический, и то, что привычные «знания» подменяются какими-то «компетенциями» и масса других недовольств.

Актуальность обновлений

Для чего нужен стандарт образования? Государственный образовательный стандарт был разработан для систематизации, объединения образовательного процесса. Документ дал педагогу возможность так организовывать свою деятельность, чтобы у каждого ребенка была возможность развиваться по определенной траектории. Разработчики учли психологические особенности каждого возраста, а также требования к современному образованию, продиктованные обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования стал главным документом, на его базе разрабатываются учебные программы по разным дисциплинам. Именно в нем указано, чему и как именно нужно учить детей, какие результаты при этом должны быть достигнуты, определены и сроки.

Федеральный образовательный стандарт общего образования необходим для планирования работы российских образовательных учреждений, он отображается на их финансировании. ФГОС содержит раздел, касающийся периодичности повышения квалификации сотрудниками, прохождения учителями переквалификации, а также определяет алгоритм деятельности предметных методических объединений. Образовательный стандарт — это документ, на базе которого разрабатываются формы и методы контроля уровня подготовки школьников.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Похожие термины:

  • Нормативный документ, определяющий обязательный минимум требований к образованию и содержанию обучения. В нем установлен максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, приведены требования к

  • основа оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности вузов. Он включает: 1.) перечисление квалификаций по определенным образов

  • Под стандартом основного общего среднего образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социал

  • стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

  • система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал (социальный заказ) и учитывающей возможности реальной личности и системы

  • основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В.П. Беспалько предложил два варианта стандарта профессионального образования: 1) диагностичес

  • установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.05.2003г. №724), применимые для учреждений профессионального образования: -норматив бюджетной обеспеченности расходов на обучение о

  • документ, определяющий структуру высшего профессионального образования, общие требования, содержание и объем основных образовательных программ высшего профессионального образования, порядок р

  • нормативный документ, определяющий содержание и требования к подготовке специалистов в образовательных учреждениях системы СПО. ГОС СПО утверждается: в части общих требований к структуре средне

  • совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Стандарт призван обеспечивать: качество начального

  • нормативный документ, с помощью которого на государственном уровне осуществляется управление качеством профессионального образования; обеспечиваются гарантии членам общества, их конкурентосп

  • система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющаяся механизмом реализации конституционного пра

  • нормативный документ, устанавливающий общие требования к основным профессиональным образовательным программам ВПО и условиям их реализации; общие нормативы учебной нагрузки студента высшего у

  • нормативный документ, определяющий основные требования к подготовке рабочих. Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его ка

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.