Профессиональное образование

Содержание

Как получить образование

Необходимо различать формы образования и формы обучения.

И то, и другое определяет Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция — 06.02.2020).

Форм образования две:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школах, гимназиях и т. д.); формы (виды) обучения в школе или гимназии — очная, очно-заочная и заочная;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10-11 класс), с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в любом образовательном учреждении.

В первом случае за организацию и качество учебного процесса отвечает школа, во втором — родители.

Формы образования и обучения:

Форма образования Форма обучения
В образовательном учреждении Очная
Заочная
Очно-заочная
Вне образовательного учреждения Семейное образование (1-9 класс)
Самообразование (10-11 класс)

ВАЖНО!
Если вы изначально выбрали семейное образование, это не значит, что разрешено просто не пойти в школу. Детей к школам, как избирателей к участку, приписывают автоматически — по регистрации по месту жительства. Если в положенные 6,5-8 лет ваш ребенок не пойдет в 1 класс, вы получите проблемы с органами опеки

Семейное образование требует документального оформления — обращения в местный Департамент образования

Если в положенные 6,5-8 лет ваш ребенок не пойдет в 1 класс, вы получите проблемы с органами опеки. Семейное образование требует документального оформления — обращения в местный Департамент образования.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Специфика среднего профессионального образования в РФ

В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.

Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.

В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.

Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.

Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.

Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель — дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Очная форма

Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.

Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Как устроена система

Высшее образование в России является составной частью профессионального обучения, цель которого – организовать подготовку квалифицированных специалистов для всех отраслей экономики и производства. Также вузовское образование призвано развивать личность в интеллектуальном, нравственном и культурном плане и расширять познания студентов в научной и педагогической сферах.

Система высшего профессионального образования в России как отдельная структура функционировала до 2013 года. С принятием закона об образовании в профобразование включены аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка, относившиеся к послевузовским программам.

Система образования в своей высшей форме имеет следующие функциональные назначения:

  • Подготовка специалистов высокой квалификации для обеспечения потребностей прогресса в научно-технической отрасли.
  • Развитие науки и искусства.
  • Переподготовка и дополнительное обучение специалистов.
  • Формирование стремления к самовыражению, активной личностной позиции.
  • Источник духовной составляющей общества, базирующегося на цельном развитии индивидуума.

Преимущества дистанционного обучения

ДО обладает следующими преимуществами:

  • ученик может сам планировать место, время и продолжительность занятий;
  • экономия времени и денег на дорогу;
  • можно обучаться без отрыва от производства (продолжать работать и учиться одновременно):
  • учеба в любом вузе страны или зарубежья, предоставляющем такую услугу, независимо от адреса, возраста, статуса студента;
  • самостоятельный темп обучения;
  • использование новых технологий и средств коммуникаций позволяет получать моментальную или быструю обратную связь;
  • развитие самодисциплины и организованности;
  • открытый доступ к видеоматериалам, электронным библиотекам, лекциям, к которым можно обратиться в любой момент.

Где получить ДПО

Программы дополнительно профессионального образования имеют право реализовывать любые учреждения, получившие лицензию на такой вид деятельности. Фактически учиться можно в организациях разных типов и форм собственности:

  • специализированные организации дополнительно профессионального образования (учебные центры, академии, институты) – государственные и частные;
  • высшие учебные заведения;
  • средние профессиональные учебные заведения – колледжи, техникумы, училища;
  • научные организации, для которых дополнительное профессиональное образование – один из видов деятельности (неосновной), – НИИ, лаборатории, исследовательские центры и т. д.

Наличие у учреждения лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. 

Основные документы, регулирующие сферу дополнительного профессионального образования – это приказ Минобрнауки и .

Виды

Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.

К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.

Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.

В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.

Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.

Виды высших учебных заведений

В России вузы представлены 3 основными видами – университетами, академиями, институтами. Конкретный вид определяется каждые 5 лет по результатам государственной аккредитации. Учитываются следующие характеристики:

  • спектр реализуемых образовательных программ;
  • наличие возможности продолжать послевузовское образование в аспирантуре, докторантуре;
  • проведение научных исследований;
  • выполнение научно-методической работы;
  • качественный состав научно-педагогических кадров.

Наивысшую позицию на рассматриваемой ступени профессионального образования в России занимают университеты. Это более развитые образовательные организации. Вторая позиция принадлежит академиям, а третья – институтам.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» –  формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

https://youtube.com/watch?v=%2522.%2524code.%2522

Среднее специальное образование

Такое профессиональное образование можно назвать минимальным. Получают его в училище, колледже или техникуме. Разница между этими видами учебных заведений не очень отчетливая, хотя колледж и техникум считаются чуть более престижными, а техникум специализируется на технических направлениях.

Поступают в ссузы по результатам ОГЭ, после 9-го класса.

Получение образования в ссузе имеет свои положительные стороны:

  • Не нужно сдавать ЕГЭ.
  • Экономится время. Учеба в школе сокращается на 2 года, учеба в колледже, как правило, на год короче, чем в вузе на бакалавриате, в итоге можно получить диплом о профессиональном образовании на 3 года раньше, чем при поступлении в вуз.
  • Многие рабочие специальности востребованы и хорошо оплачиваются в СНГ, более того, зачастую эта оплата равна или превышает зарплаты специалистов с высшим образованием. Но если вы планируете трудовую деятельность за границей, перспективнее будет получать высшее образование, потому что в Европе специалисты с вузовским дипломом могут рассчитывать на значительно более высокую оплату труда.
  • Возможность поступить в вуз без ЕГЭ. Этот вариант в последние годы набирает популярность. Действительно, сдавать ЕГЭ — удовольствие сомнительное, а набранные баллы не гарантируют, что удастся пройти по конкурсу. Некоторые колледжи «прикреплены» к вузам; даже лекции в них могут читать вузовские преподаватели. После успешного окончания такого колледжа можно поступить в вуз по результатам выпускных экзаменов, без ЕГЭ, и иногда даже сразу на второй курс. В некоторых случаях это очень выгодный и рациональный вариант.

Интересно!

В ссуз перед вузом часто идут те, кто мечтает о творческой специальности. При поступлении на такие специальности в университет требуется сдать творческий экзамен. Учеба в ссузе помогает приобрести необходимые навыки и более успешно сдать экзамен.

Так, может, всем нужно идти в колледж?

Решение в любом случае принимается индивидуально, в зависимости от целей и планов на будущее. Для кого-то колледж может стать оптимальным вариантом, кто-то предпочтет сразу поступить в вуз.

При всех плюсах у ссузов есть свои минусы. Прежде всего, это отсутствие престижа. Кроме того, специалист со средним образованием быстро упирается в карьерный потолок и для развития карьеры будет вынужден получить высшее образование, что в более зрелом возрасте не всегда просто.

Об этом не принято говорить, но у среднего образования есть еще один значительный недостаток. Существует такое понятие, как культурный «бэкграунд», то, что является естественной средой для человека, весь комплекс его привычек, манер, понятных ему коннотаций. Для каждой социальной группы он свой, и по многим вербальным и невербальным признакам он легко считывается представителями группы. Формирует его окружающая среда. Человек, сформированный как специалист с высшим образованием, будет во многом отличаться от человека, закончившего колледж. Выпускнику колледжа влиться в компанию людей с высшим образованием будет непросто, он всегда будет отличаться. Это может фатально сказаться на его карьере, которая, как известно, часто базируется на неформальном общении.

Внесение записи об образовании (учебе)

Как оформляется образование в трудовой книжке? Для того чтобы этот важный документ не пришлось переделывать или же не вносить исправления нужно внимательно относиться к внесению в трудовую записей.

Именно поэтому нашей основной задачей является рассказать как происходит внесение образования в трудовую книжку.

Итак, как внести запись в трудовую книжку об образовании? Она должна быть четкой и лаконичной. Вноситься она должна понятным и аккуратным почерком, такой же пастой, как и другие данные с титульного листа. Запись должна быть максимально понятной, ведь возможно, что работодатель, который примет работника на следующую должность не сможет понять предложение.

Сведения об образовании в трудовой книжке (образец):

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938 42 63 (Москва) +7 (812) 467 32 84 (Санкт-Петербург) 8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы)

ПТУ является учебным заведение, которые готовят специалистов на рабочие специальности. Не редко для того, чтобы перейти на обучение в высшее учебное заведение, выпускник ПТУ просто пишет заявление, и его переводят на второй курс института.

Таким образом, можно сделать вывод, что назвать ПТУ средним образованием никак нельзя, ведь это уровень знаний выше чем у ребят, обучающихся в школе.

Уже давно учащиеся ПТУ пишут в своих трудовых, то что они являются обладателями среднего специального образования и они абсолютно правы. Именно так называется их специальность.

Как внести запись в трудовую книжку об образовании после ПТУ (образец):

Училище

Училище также является учебным заведением, куда поступают выпускники девятых классов школ.

В училище уделяют внимание только одному конкретному предмету для того, чтобы выпустить готовых работников. Поэтому на вопрос «Училище — это какое образование для трудовой книжки?» можно ответить, что училище также является средним специальным образованием, так как считается, что выпускники имеют больший уровень знаний, чем те же школьники

Поэтому на вопрос «Училище — это какое образование для трудовой книжки?» можно ответить, что училище также является средним специальным образованием, так как считается, что выпускники имеют больший уровень знаний, чем те же школьники.

Техникум

Технические учебные заведения являются мечтой для молодых людей которые не хотят дальше учиться в школе, но очень хотят работать руками и зарабатывать деньги. Технические специальности сейчас в цене, именно поэтому многие стремятся попасть на них.

Нужно заметить, что выпускники техникума имеют полное право поступить сразу на третий курс технического высшего учебного заведения и продолжить обучение, став через два года специалистом с высшим образованием.

Бакалавр

Совсем недавно в нашей стране стали переходить на Болонскую систему образования, что вызвало бурю негодования у ведущих профессоров и у многих студентов.

Кто такие бакалавры? Что означает запись в трудовой книжке об образовании бакалавр?

По факту это специалисты с начальным уровнем высшего образования. Из-за недопонимания и недоверия людей к такой системе образования работодатели отказываются брать бакалавров на работу, а сами студенты не понимают, куда им применить свои знания.

Теперь вашей основной задачей является найти работу по специальности.

Запись об образовании в трудовой книжке после института (образец):

Получение диплома

Формат дипломов СПО может периодически менять. Это зависит от приказов Минобрнауки. Документ обычно выдают не позднее чем через 10 дней после того, как выйдет приказ об отчислении выпускника. Диплом с приложением выдают тем лицам, которым удалось успешно сдать итоговые испытания.

Если в дипломе или приложении специалист обнаружит ошибку или он сменил ФИО, то он вправе требовать выдачи дубликатов. Также он может воспользоваться этой возможностью, если потеряет один из названных документов. Дубликат будет оформлен в соответствии с теми стандартам, которые актуальны на момент подачи специалистов заявления о выдаче новых документов.

Следует добавить, что диплом (в т.ч. дубликат) будет действителен, если приложение потеряется. Но если ни диплома, ни дубликата у вас нет, то приложение не будет считаться действительным

Обязательно примите это во внимание!

Таким образом, перед подачей документов в колледж или училище рекомендуется ознакомиться с действующими правилами приёма и как можно раньше их подготовить. Сдавать их лучше сразу в несколько учебных заведений СПО, чтобы шансы поступить на бюджетное место были как можно выше. Ограничений по количеству подаваемых заявок на сегодня не существует. Если вы изначально готовы учиться на платной основе, то сравните условия в нескольких колледжах, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант учебного заведения.

4 Яндекс Практикум

Четвертое место занимает Яндекс Практикум, собственный сервис онлайн-обучения компании Яндекс. Особенность проекта заключается в прохождении обучения в технологической среде компании, и возможности сразу применять полученные знания на практике.

Сервис предлагает освоить специальность или усовершенствовать знания в области IT-сферы, маркетинга, владения английским языком. На сегодня доступны 17 курсов длительностью от 2 до 9 месяцев. Среди них два бесплатных варианта, Наставник IT и Профориентационный курс. Популярностью пользуются Специалист по Data Science, Курс критического и креативного мышления, Дизайнер интерфейсов и другие.

Практикум, как форма, предполагает обучение на реальных ситуациях. Студенты с первого урока работают с реальными макетами и ситуациями. Преимуществом школы является возможность попробовать любой курс бесплатно, в виде вводной части на 20 часов.

В процессе обучения используется метод наставничества. В конце курса проходит защита диплома, и студент получает сертификат.