Формы организации обучения в педагогике

Содержание

Традиционное обучение

Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, которые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими видами обучения. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное (соответственно) обучение.

Преимущества нестандартных форм

Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:

  • создание интереса у школьников к новому материалу;
  • побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
  • использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.

Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм

Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно

В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:

Чем отличается очная форма

При очной форме студент посещает занятия регулярно в течение 5-6 дней в неделю. В различных ВУЗах длительность учебного времени разная. Оно подсчитывается в учебных часах.

Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже. По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.

Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.

Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается

Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.

Дистанционное обучение

Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.

Дистанционное обучениеe-learning

При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.

В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.При асинхронном подходе (off-line) студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп и время обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. В этом случае вся ответственность за прохождение курса, чтение литературы т.п. целиком ложится на плечи учащихся, т.к. преподаватель остается «за кадром».

В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

  • Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
  • Экономия времени. Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
  • Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.

Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.

Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.

Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.

Менторинг и коучинг

Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:

  • добровольный стиль работы;
  • ментор старается выслушать и вникнуть в суть запроса или помочь сформулировать запрос менти;
  • ментор поощряет самостоятельность;
  • у ментора не всегда есть готовые ответы на все вопросы;
  • менти принимает ответственность за собственное развитие и на равных управляет процессом.

Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:

  1. Установочная встреча — ментор и подопечный определяют цели развития, согласуют план активностей, определяют принципы работы.
  2. Развивающие активности — проходят встречи один-четыре раза в месяц, на которых разбирается запрос менти, его кейс или вопрос. На этом этапе ментор делится своим опытом, дает обратную связь, направляет и поддерживает, а менти составляет план дальнейших действий.
  3. Подведение итогов — финальная встреча, на которой ментор и менти обсуждают прогресс в обучении и дают друг другу обратную связь.

Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.

Инструкция по применению: как эффективно общаться с коучем

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Кому подходит

Когда целесообразен выбор очно-заочной формы обучения? Закон об образовании позволяет оформить очно-заочное образование всем учащимся при условии, что они освоят учебный материал в полном объеме и успешно пройдут итоговую аттестацию. Основанием для перевода ребенка на ОЗФО является заявление родителей на имя директора учебного учреждения. Законные представители ребенка указывают перечень предметов, которые ребенок будет посещать очно, и те дисциплины, которые он должен будет освоить вне стен школы.

Заочно могут изучаться предметы:

  • которые учащийся осваивает в кружках, секциях и т. д.;
  • знаний по которым у учащегося значительно выше, чем у одноклассников;
  • при возникновении конфликтов с преподавателем;
  • посещение которых невозможно в силу объективных причин.

Зная, что это такое – очно-заочная форма обучения — каждый родитель сможет организовать обучение своего ребенка максимально комфортно и результативно.

Плюсы и минусы

Прежде чем решить пойти учиться на очно-заочном отделении, необходимо тщательно сопоставить положительные и отрицательные моменты такого обучения. Как показывает опыт, вечерняя система обучения потребует от студента множество физических и моральных сил. Ведь нужно многое успеть и по работе, и по учебе. Необходимо подготовиться к тому, что график учебы и работы могут не совпадать. Не все работодатели готовы отпустить сотрудника на час пораньше для сдачи зачета. Лучше согласовать этот вопрос с работодателем и заранее предупредить его о вашем желании учится на вечернем.

К минусам такой системы обучения можно отнести:

  1. Частая физическая и умственная усталость.
  2. Постоянный недосып.
  3. Постоянные проблемы и в учебе, и на работе, нехватка времени.
  4. Отсутствие времени на личную жизнь или на любимое хобби.
  5. Нет отсрочки от армии у юношей призывного возраста.
  6. Иногородним студентам нельзя рассчитывать на предоставление мест в общежитии.

Но, к счастью, существуют и плюсы получения образования на вечернем отделении. К ним относятся:

  1. Довольно невысокий проходной балл.
  2. Стоимость учебы более доступна (по сравнению с дневным обучением).
  3. Достаточно поздние сроки зачисления. Это позволит вначале попробовать себя на дневном обучении, а уже после подать документы на очно-заочную.
  4. Возможность совмещения учебы и работы, так как многие и оплачивают учебу за счет своей работы.
  5. Законодательством предусмотрен пакет льгот (действует не у всех работодателей): оплачиваемый учебный отпуск на время экзаменов (до 50 дней в году), 4 месяца отпуска для написания, защиты диплома и выпускных экзаменов, а также сокращенный рабочий день (до 7 часов) на последних 10 месяцах учебы.

Эффективный подход с вековой историей

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим

В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Как подготовиться к практическому занятию в вузе

Если на лекции можно просто прийти и послушать новый материал, то практические занятия требуют определённой подготовки. Какие же шаги помогут студенту успешно подготовиться к учебной практике и не ударить лицом в грязь. Инструкция следующая:

  • изучить конспекты лекций и полезную литературу по теме;
  • повторить правила и значимые формулы;
  • решить большое количество типовых задач;
  • просмотреть таблицы, диаграммы и другие визуально-графические материалы;
  • подготовить тезисы для своего выступления;
  • изучить проблемные вопросы и подумать над аргументацией;
  • почитать правила и методические рекомендации;
  • выспаться накануне, ведь здоровый сон очень важен для продуктивной работы мозга.

Теперь вы точно знаете, для чего нужны практические занятия в университете, как они проходят и какой подготовки требуют. Но если вы не успеваете подготовиться самостоятельно, а, например, к семинару необходимо не только изучить большое количество литературы, но и написать реферат или тезисы для доклада, обращайтесь в наш студенческий сервис. Здесь вам не только помогут выполнить любую письменную работу, но и сделают это качественно и в срок!

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

Сущность и структура обучения

Преимущества лекции:

творческое общение лектора с аудиторией, со-творчество, эмоциональное взаимодействие;
Лекция — это очень экономичный способ получить основы знаний в общем виде;
Лекция активизирует умственную деятельность, когда ее хорошо понимают и внимательно слушают, поэтому задача лектора — развить активное внимание студентов и спровоцировать движение их мысли вслед за мыслями лектора.

В последнее время наблюдается тенденция к свободному выбору преподавателя студентами, что актуализирует проблему квалификации преподавателя. Максимальное использование потенциала этой ведущей формы высшего образования зависит от мастерства лектора. Но процесс обучения, который начинается с лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что работа лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что означает «ясность изложения»? Это самая сложная педагогическая проблема: речь идет как о последовательности и ясности изложения, так и о сознательном активном усвоении слушателями излагаемого, а значит, и о понимании.

Недостатки чтения лекций

В настоящее время, помимо сторонников, есть и противники представления учебных материалов. В их аргументах есть доля правды. Каковы их аргументы?

1.Лекция побуждает к пассивному принятию мнения других, она подавляет самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем выше вероятность.

2) Лекция препятствует самостоятельному изучению.

Если учебники отсутствуют или их мало, необходимо читать лекции. 4.

У одних студентов есть время, чтобы понять, у других — только механически записывать то, что говорит лектор.

Однако опыт показывает, что пропуск лекций снижает академический уровень студентов и нарушает последовательность и регулярность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в вузах. Указанные недостатки могут быть в значительной степени преодолены правильной методологией и рациональной структурой материала.Систематические основы активного обучения были заложены в конце 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению в школьном контексте, что осложнило внедрение проблемного обучения в процесс дидактики высшего образования. Многолетняя дискуссия «Проблемное обучение — концепция и содержание» в Вестнике высшей школы помогла осветить специфику проблемного обучения в высшем образовании. Особенно интересны в этом отношении работы А. М. Матюшкина, который ввел понятие диалогического проблемного обучения, что привело к появлению «субъективно-объективных отношений» и установило необходимость включения проблемных методов во все виды и связи учащихся.

Независимо от того, какие методы обучения — активные, интенсивные или проблемные — используются, для повышения эффективности высшего образования важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых студент может занять активную личностную позицию и полностью проявить себя как субъект учебной деятельности. Нет необходимости противопоставлять понятия «активный» и «пассивный»

Речь должна идти об уровне и содержании деятельности учащихся, обусловленной тем или иным методом обучения. Дидактический принцип активности личности в обучении и профессиональном самоопределении определяет систему требований к учебной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя в едином учебном процессе.

Недостатки и преимущества

Многие ошибочно предполагают, что на заочном отделении достаточно оплачивать обучение и посещать экзамены. Но на самом деле, если ваша настоящая цель – это получение знаний, а не «корочек», то придется уделять время самоорганизации и самостоятельному обучению.

Заочно могут обучаться не только молодые люди, но и люди с достаточным опытом, для которых встал вопрос получения высшего или второго высшего образования.

Среди очевидных достоинств заочной формы обучения в вузе можно привести:

  1. Возможность совмещения обучения и основной деятельности, работы или ухода за ребенком.
  2. Возможность осваивать теоретические знания и применять их на практике (в работе).
  3. В отличие от очного отделения, отсутствие возрастных ограничений при поступлении.
  4. Оплата обучения значительно ниже, чем на очном отделении.
  5. По трудовому законодательству предусматривается учебный отпуск на время сессий и оплата за прохождение обучения. Для этого вуз должен предоставить студенту справку-вызов.
  6. Заочное обучение часто предпочитают люди в качестве дополнительного образования, уже имеющие один диплом об образовании.

Недостатками заочной системы обучения могут быть:

  1. Обучение может длиться дольше, чем на очной системе обучения.
  2. Необходима высокая самоорганизация для усвоения знаний в процессе учебы. Не всем людям дано это качество.
  3. Отсутствие отсрочки от армии для молодых людей.
  4. Некоторые работодатели не рассматривают выпускников-заочников в качестве специалистов с глубокими познаниями.

Похожие термины:

  • организация обучения, предполагающая кооперацию, распределение обязанностей, деловое общение в процессе урока; включает также самоконтроль и самоответственность за общее дело. К. ф. о. широко исп

  • определенный порядок, режим согласованной деятельности обучающих и обучаемых, внешняя сторона организации учебного процесса; организационная сторона учебного процесса, отражающая условия, в ко

  • те, которые обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образова

  • вариативная, относительно устойчивая структура взаимодействия участников обучения, содержание которого зависит от целей, учебного материала, методов и условий обучения.

  • внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Принято выделять урок изобразительного искусства как основную Ф. Различают Ф.^ — п

  • гибкие системы предоставления услуг, консультативной помощи и руководства учебной деятельностью взрослых, построенные на основе сочетания различных подходов и элементов организации образовате

  • виды наглядности знаний и умственных действий: материальная, материализованная, речемыслительная. Материальная форма обучения предполагает использование с дидактической целью материальных объ

  • виды самостоятельных и поисковых работ, формы обучения — дискуссии, диспуты, диалоги, беседы и т.п., способствующие проявлению и развитию познавательной активности учащихся, их самопознанию, само о

  • способы организации коллектива обучающихся или учебно-производственной деятельности и руководства этой деятельностью. Существует несколько Ф.б.п.о.: фронтальное производственное обучение в сос

  • способы организационного построения учебного процесса практического профессионального обучения, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучающихся, управление этой деяте

  • . До недавнего времени преобладающей Ф.о.у.р.м.п.о. являлось закрепление мастера за учебной группой (или учебной группы за мастером) от начала и до конца процесса подготовки квалифицированного рабо

  • устоявшиеся способы (варианты) организационного построения процесса производственного обучения, определяющие его структуру, содержание, методы и средства осуществления. При проведении производ

  • способы организации взаимодействия мастера профессионального обучения с учащимися для достижения поставленной цели. Существуют следующие формы организации процесса профессионального обучени

Очная

Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.

Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.

Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.

Срок обучения

Нормативные сроки очной учебы зависят от уровня образования:

  • Высшее:
    • бакалавриат – 4 года, на некоторых специальностях 4,5 года; в бакалавриате с двумя профилями подготовки (обычно это педагогические специальности) – 5 лет;
    • специалитет – 5 лет, на некоторых сложных технических и естественно-научных направлениях – 5,5 года;
    • магистратура – 2 года;
    • аспирантура – 3-4 года, в зависимости от направления.
  • СПО:
    • на базе 9 классов – от 2 лет 10 месяцев на базовом уровне СПО до 4 лет 10 месяцев на углубленных программах повышенного уровня;
    • на базе 11 классов – от одного года 10 месяцев на базовом уровне до 3 лет 10 месяцев по углубленным программам.

Нормативные сроки обучения для каждого уровня установлены ФГОС (федеральными образовательными стандартами), вузы и колледжи имеют право варьировать их, но в обозначенных пределах.

Какие пары бывают в колледже

Формат занятий в техникумах не отличается от учебного процесса в вузах. Студенты средних специальных учебных заведений также посещают лабораторные и практические, отвечают на семинарах и коллоквиумах.

Ни в вузах, ни в техникумах нет отдельного типа занятий для проведения контрольных работ. Преподаватели устраивают их на лекции или во время практических.

Подготовиться к семинару или коллоквиуму или выполнить лабораторную работу бывает непросто. Но всегда можно рассчитывать на помощь специалистов студенческого сервиса, которые на отлично справятся с любой учебной работой.

Практическое занятие в вузе: что это такое

Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.

Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.

Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.