Основные понятия, предмет и система дисциплины правоохранительные органы

Основные виды органов правопорядка

Сюда относят военизированные структуры, наделенные юридическими полномочиями, которые осуществляют прокурорскую, следственную и оперативную деятельность. Работники данной системы находятся на государственной службе. Строгое соблюдение законов РФ – это девиз их повседневной практики.

Система органов занимается:

  • обеспечением правового порядка и безопасности;
  • выявлением и расследованием преступлений;
  • судебной властью;
  • юридической помощью.

К органам по охране порядка в РФ относят следующие государственные структуры:

  1. Прокуратуру.
  2. Следственный комитет (СК).
  3. Федеральную службу безопасности (ФСБ).
  4. Росгвардию.
  5. МВД.
  6. Правоохранительные подразделения таможенной службы.
  7. Министерство юстиции (МинЮст) с подчиненными ему ФС осуществления наказаний и
    ФС контроля за судебными приставами.
  8. Федеральную службу контроля за оборотом наркотических средств.
  9. Органы суда.

Судебные подразделения делятся на органы общей юрисдикции и конституционные. Их задача – осуществление правосудия, выполнение, соблюдение и регулирование законов, установленных Конституцией. Прокуратура следит за соблюдением ФЗ, порядком в оперативной и розыскной деятельности, исполнительной работе судебных приставов.

МВД включает в себя разделы полиции с подразделениями, каждое из которых наделено собственными полномочиями. ФСБ полностью обеспечивает безопасность РФ. Оно борется с терроризмом, опасной преступной деятельностью и коррупцией, работает в пограничной зоне, осуществляет разведку, обеспечивает безопасное информационное пространство.

Негосударственными (частными) правоохранительными структурами являются:

  1. Адвокатура.
  2. Нотариат.
  3. Охранные службы.
  4. Детективные службы.

Государство делает все возможное, чтобы правоохранительная система была эффективной, непредвзятой, осуществляла деятельность только по действующему законодательству, была на страже суверенитета и государственных границ страны. Например, каждый человек имеет право воспользоваться услугой государственного адвоката, который предоставляется человеку, заключенному под стражу.

Квалифицированная помощь

Юридическое обеспечение и содействие выступают в качестве элементов правоохраны. Эти задачи реализуют нотариусы и адвокаты. К функциям последних относят оказание юридической помощи в виде консультаций, выступление в качестве защитников в уголовном процессе и на следствии, представительство в гражданском судопроизводстве и прочих инстанциях. Нотариусы заверяют имущественные и прочие права физлиц, а также обеспечивают соблюдение законности в процессе совершения сделок в рамках своей компетенции. Однако следует отметить, что отнесение к рассматриваемым органам частных охранных и детективных структур, а также адвокатуры считается весьма спорным.

Функции правоохранительных органов

Система правоохранительных органов предусматривает функции, производные от ряда внутренних и внешних функций механизма государства. Правоохранительные органы включены в аппарат, с помощью которого происходит реализация государственной власти. По этой причине соответствующим органам характерны определенные направления деятельности в виде функций.

Замечание 3

Функции представляют собой основные направления работы органов, обусловленные их общим социальным назначением и конкретизированные их компетенцией и полномочиями.

Общая концепция формирования функций различных правоохранительных органов характеризуется их направленностью на охрану прав и свобод личности, государства и общества от противоправных посягательств.

Если рассматривать конкретный правоохранительный орган, то вначале на государственном уровне происходит выработка его общей направленности, а затем формирование функций и конкретных полномочий, которые включены в состав правового статуса. Основная часть правоохранительных органов работает по направлениям, прямо обозначенным в действующих законах. По этой причине, чем больше эти направления совпадут с понятиями основных функций, тем более определенным будет правовой статус соответствующего правоохранительного органа.

Исследование действующих законов дает возможность выделить следующие функции правоохранительных органов:

  1. конституционный контроль;
  2. судебный надзор и контроль, правосудие;
  3. прокурорский надзор;
  4. выявление и предварительные расследования преступлений;
  5. организационное обеспечение судебной работы, включая исполнение решений суда;
  6. оказание юридической помощи, включая защиту по уголовным делам;
  7. предупреждение преступления и прочих правонарушений;
  8. охрана конституционного строя и государственная безопасность РФ;
  9. обеспечение экономической безопасности;
  10. охрана порядка в обществе, обеспечение его безопасности;
  11. охрана прав, свобод и законных интересов лиц.

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Предмет (любой учебной дисциплины) — те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» — устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» — вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органов в Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности правоохранительных и судебных органов изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например, в соответствии с Положением о Минюсте России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности — СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченного по правам человека в РФ, Службу войск национальной гвардии, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов. Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплины посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия  в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основные принципы работы прокуратуры и Следственного комитета РФ

Регламент деятельности прокуратуры Российской Федерации прописан в Федеральном законе №2202-1 «О прокуратуре РФ», который действует с 17 января 1992 года. Ее основная цель — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, которые действуют на территории страны.

К остальным функциям прокуратуры относят:

  • надзор за тем, как исполняются законы, а также за тем, чтобы им соответствовали издающиеся правовые акты;
  • надзор за должным соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • надзор за тем, как исполняют законы органы, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, как исполняются законы судебными приставами, администрацией исполнительных органов/организаций и мест заключения;
  • уголовное преследование;
  • координирование действий правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью;
  • возбуждение дел и проведение расследований административного характера.

К основным принципам, которыми руководствуется прокуратура Российской Федерации относятся следующие.

  1. Независимость. Этот принцип подразумевает исполнение полномочий независимо от федеральных государственных органов власти (включая субъектов РФ и местного самоуправления) в соответствии с законами, действующими на территории страны.
  2. Гласность. Этот принцип заключается в гласном действии в тех случаях, когда это не нарушает законодательные требования.
  3. Открытость. Этот принцип включает в себя информирование граждан и органов власти о состоянии законности в постоянном режиме.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят Генпрокуратура, прокуратуры субъектов государства (включая приравненные к ним специализированные и военные прокуратуры), учреждения науки и образования, редакции печатных изданий, которые относятся к юрлицам. Помимо этого в нее входят прочие специализированные прокуратуры.

Определение 2

Следственный комитет Российской Федерации — это федеральный государственный орган, который выполняет полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству и находится в подчинении Президента Российской Федерации.

Этот комитет стал функционировать с 15.01.2001, заменив собой Следственный комитет при прокуратуре РФ. Его деятельность основывается на Федеральном законе №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» (действует с 28 декабря 2010 года).

К основным задачам этой организации относят:

  • оперативное расследование правонарушений согласно установленному порядку;
  • обеспечение законности в процессе обработки поступивших сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, предварительного расследования, также сюда входит защита гражданских и человеческих прав/свобод;
  • процессуальный контроль работы следственных органов и должностных лиц;
  • выявление обстоятельств, которые способствовали правонарушению и принятие мер, направленных на их устранение;
  • международное сотрудничество в области уголовного судопроизводства;
  • разработка мер, направленных на реализацию политики государства в области законодательного исполнения уголовного судопроизводства;
  • внесение улучшений в нормативно-правовое регулирование в установленной сфере;
  • определение алгоритма формирования/представления отчетов со статистическими данными и прочих типов отчетности.

Следственный комитет РФ функционирует, опираясь на следующие принципы:

  • независимость — этот комитет работает вне зависимости от любых органов публичной власти;
  • гласность — комитет работает гласно в тех случаях, когда это не нарушает гражданские/человеческие права и свободы, а также не противоречит российскому законодательству об уголовном судопроизводстве и об государственной (и любой иной) тайне, находящейся под охраной закона;
  • открытость — комитет направляет информацию в органы власти государства и оповещает население о результатах проделанной работы.

В систему Следственного комитета Российской Федерации включены центральный аппарат Следственного комитета, следственные главуправления и управления Следственного комитета по субъектам РФ, а также приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, прочие следственные отделы и отделения (городские и районные), включая специализированные и военные следственные подразделения.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы — налоговая полиция, Конституционный Суд — которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих — судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса.

Органы суда

На судебную систему возложена основная функция – это осуществление правосудия. Данная структура является независимым и самостоятельным органом, который действует в соответствии с конституционными, международными и федеральными законами.

Система включает в себя разные инстанции, которые представлены (по иерархии):

  1. Верховным судом. Ему подчиняются все территориальные и военные суды. Любые решения низших судов можно обжаловать в высшем органе, решения которого являются окончательными, немедленно подлежащими к исполнению. Данный орган занимается всеми делами, дает разъяснения, следит за деятельностью нижестоящих структур, с 2014 г. частично имеет полномочия Высшего Арбитражного суда.
  2. Конституционным судом. Это независимый орган, который наделен полномочиями самостоятельно решать любые вопросы, связанные с конституционным контролем, законотворческой деятельностью, осуществление полномочий Высшего руководства страны. Суд дает пояснения по Конституции, проверяет соответствие издаваемых нормативных актов положениям Основного Закона, решает нестандартные ситуации и проводит судебные заседания по вопросам, относящихся к их ведению.
  3. Федеральными судами общей юрисдикции.

К последней группе относятся:

  • система общего судопроизводства (субъектов, и районные);
  • мировые суды;
  • военные.

Данные органы выполняют ряд полномочий, определенных законодательством. Они решают любые вопросы, связанные с отраслями права, основываясь в своей деятельности на процессуальную практику. Судебные решения выносятся на основании Конституции, ФЗ и Кодексов (Уголовного, Семейного, Трудового, Налогового и т.д.).

Такие суды решают дела, связанные с жизнью и деятельностью человека. Круг их полномочий очень обширный. Чтобы обратиться в судебные органы, человек должен написать заявление и оплатить установленную государственную пошлину. На руки ему выдается повестка о начале заседания, когда начинается судопроизводство. Если решение судебного органа не устраивает, всегда можно подать апелляционный иск в инстанцию следующего уровня или кассационную жалобу в вышестоящий суд (Верховный).

Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением законности, в подведомственных судах, дает разъяснения по юридическим документам, участвует в создании корпуса судей, реализуется посредством 5 судопроизводств. Согласно действующему законодательству, в заседаниях имеют право принимать представители из народа, которые называются заседателями. Все судьи приносят присягу, и должны быть непредвзятыми, честными и высокоморальными людьми.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции «правоохранительная деятельность», можно сформулировать определение понятию «правоохранительный орган». Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

  1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
  2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;
  3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
  3. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
  4. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
  5. Дисциплинарное судебное присутствие;
  6. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
  7. Международный коммерческий арбитражный суд;
  8. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  9. третейские суды для разрешения экономических споров;
  10. Министерство юстиции РФ;
  11. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
  12. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  13. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  14. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
  15. нотариат;
  16. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
  17. некоторые иные правоохранительные органы.

Государственные структуры

Свою деятельность негосударственные правоохранительные органы осуществляют в тесном взаимодействии с государственными службами. К числу тех структур, которые относятся законом к таковым, в первую очередь, принадлежат полиция и прокуратура. Данные структуры обязаны следить за соблюдением законности в отведенном регионе, а также предотвращать преступность всеми законными методами.

Кроме полиции и прокуратуры, к группе государственных органов относят службы внутренней внешней разведки, а также таможенные органы. Кроме этого, нормативными актами определяются федеральные и региональные комиссии, комитеты, деятельность которых финансируется за счет государства, а также уголовно-исполнительные учреждения.

Адвокатура и нотариат, по большей части, относятся к негосударственным органам. Правоохранительная деятельность ими ведется, как правило, на частной основе, однако в некоторых регионах все же еще функционируют государственные нотариусы и адвокаты. Как правило, они находятся при конкретных государственных учреждениях, в частности, при судах.

Вам будет интересно:Насильственные преступления: понятие и виды, характеристика, статистика и профилактика

Государственные и негосударственные правоохранительные органы выполняют сродные функции. Вся деятельность, которую проводят их представители, направлена на достижение единой цели — обеспечение правопорядка в стране.

Основные принципы

Существует ряд критериев, которым должны соответствовать правоохранительные органы. В частности, такой институт получает свои полномочия в рамках закона. Предел компетенции для правоохранительных органов определен государством. Функционирование института должно осуществляться не в произвольном порядке, а в соответствии с нормативными требованиями. Нарушение установленных правил и процедур предусматривается соразмерная юридическая ответственность. При осуществлении своих полномочий правоохранительные органы могут применить меры принуждения в рамках закона. Обоснованные и законные решения, вынесенные данными инстанциями, обязательны для исполнения. Уклонение или ненадлежащее выполнение принятых актов влечет дополнительную ответственность для нарушителей.