Усыновление детей

Содержание

Социализация детей-сирот

Пробуждение у ребёнка желания социализироваться и получать радость от жизни зависит от окружающей среды: родителей, воспитателей, сверстников и их повседневной деятельности. Семья – это социальный институт, призванный воспроизводить поколения, в котором удовлетворяются потребности детей, происходит первичная социализация и их комплексная подготовка к жизни.

Для государства очень важно, чтобы каждый ребёнок, лишённый родительской опеки, воспитывался в семье. Причина в том, что тогда дети обязательно повторят жизнь своих родителей и в будущем они тоже станут родителями

Социализация – это естественный процесс личностного развития ребёнка. Основной задачей любого детского дома или школы-интерната для детей-сирот является социализация детей, их интеграция в современное общество, активное участие ребёнка в процессе воспитания и образования, формирование духовно-нравственных ценностей.

Теоретическое и практическое описание проблемы социализации детей-сирот, основанное на исследованиях и опыте зарубежных и отечественных учёных, поможет решить столь актуальную проблему современной педагогики.

При анализе множества теоретических данных можно выделить несколько направлений работы в системе помощи детям-сиротам в сложившейся ситуации:

  • социальное;
  • медицинское;
  • психологическое;
  • организационное;
  • образовательное.

Адаптация школьников к социальной среде не соответствует социальному статусу ребёнка. С медицинской точки зрения, этот тип детей является наследственным, раздражительным. Всё это, в свою очередь, мешает их социализации и снижает её эффективность. Это значит, что дети не подготовлены к реальной жизни.

Готовя их к общественной жизни, взрослые должны сопровождать их. Этим занимаются, прежде всего, социальные педагоги, психологи, воспитатели и обычные учителя. Их задача состоит в оказании социально-педагогической помощи детям-сиротам, обучению их жизненным навыкам, сопровождению их даже в первые годы взрослой жизни.

Сопровождение детей-сирот зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Актуальным вопросом является создание и педагогическая систематизация методов, направленных на личностную социализацию детей-сирот, чёткий методологический подход.

Дети в детских домах живут в замкнутой системе социальных отношений в рамках ограниченных отношений. Социализирующий эффект семьи и системы образования сводится к минимуму, сужается круг общения с друзьями и сверстниками.

Общество исключает ребёнка из системы социальных институтов, а ребёнок дистанцируется от культурных ценностей и законов. В условиях социальной изоляции сложно передать социокультурный опыт ребёнку. Этот опыт остаётся невосполнимым дефицитом даже во взрослом возрасте.

Позитивным и внушающим надежду остаётся процедура усыновления. Снова и снова сенсацию вызывает усыновление детей-сирот различными мировыми знаменитостями. Процедуры усыновления детей-сирот в настоящее время регулируются по-разному в отдельных странах или иногда могут применяться произвольно.

Усыновление в России

В России усыновление считается предпочтительной формой помещения детей в семью, которые остались без родителей.

Эта форма устанавливается Семейным Кодексом РФ.

Реализация процедуры допускается только по прошествию года с момента получения малышом статуса оставшегося без родительского попечения.

Более предпочтительными кандидатами, считаются лица, имеющие гражданство РФ. В случае отсутствия среди  кандидатов таких лиц, осуществляется усыновление гражданами иностранных государств, только тогда, когда это не противоречит интересам усыновляемого.

К кандидатам предъявляются требования:

  1. Совершеннолетие полная дееспособность.
  2. Зарегистрированный брак в установленном порядке для этого. Возможно выступление в роли кандидата одинокими лицами.
  3. Наличие разницы в возрасте кандидата и усыновляемого не менее 16 лет.
  4. Постоянное проживание по одному адресу.
  5. Помещение, имеющее статус жилого на праве собственности.
  6. Постоянный доход.
  7. Прохождение курсов приемных родителей.
  8. Отсутствие факта судимости.

Обратите внимание: помимо требований, касающихся социального положения лиц, установлены требования, выдвигаемые к их физическому здоровью.

Процедура усыновления предполагает:

  1. Регистрацию потенциальных родителей в соответствующем реестре.
  2. Прохождение соответствующих курсов зарегистрированными лицами.
  3. Ознакомление замещающими родителями с базой сведений о детях.
  4. Знакомство.
  5. Судебное заседание по усыновлению.

После того, как судом вынесено соответствующее решение,  производится внесение органом ЗАГСа данных о родителях.

Это важно: после усыновления, между детьми и родителями отношения признаются такими же, как между кровными родственниками.

В помощь приемным родителям

Алтайский край
Амурская область
Архангельская область
Астраханская область
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Волгоградская область
Вологодская область
Воронежская область
Еврейская автономная область
Забайкальский край
Ивановская область
Иркутская область
Кабардино-Балкарская Республика
Калининградская область
Калужская область
Камчатский край
Карачаево-Черкесская Республика
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Краснодарский край
Красноярский край
Курганская область
Курская область
Ленинградская область
Липецкая область
Магаданская область
Москва
Московская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Нижегородская область
Новгородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Приморский край
Псковская область
Республика Алтай
Республика Башкортостан
Республика Бурятия
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Республика Калмыкия
Республика Карелия
Республика Коми
Республика Марий Эл
Республика
Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Республика Северная Осетия – Алания
Республика Татарстан
Республика Тыва
Республика Хакасия
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Санкт-Петербург
Саратовская область
Сахалинская область
Свердловская область
Смоленская область
Ставропольский край
Тамбовская область
Тверская область
Томская область
Тульская область
Тюменская область
Удмуртская Республика
Ульяновская область
Хабаровский край
Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинская область
Чеченская Республика
Чувашская Республика
Чукотский автономный округ
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ярославская область
Республика Адыгея
Показать больше

Куда идти усыновителю (все органы опеки и попечительства РФ)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия регионального оператора и по опеке и попечительству над несовершеннолетними

Министерство социальной защиты населения Амурской области

ФИО руководителя

Киселёва Наталья Викторовна

Адрес

675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шимановского, 8

Телефон (приемная)

8 (4162) 200 273

Факс (приемная)

8 (4162) 200 299

Электронная почта

1000@mszn.amurobl.ru

Сайт

www.szn.amurobl.ru

Структурное подразделение, осуществляющее полномочие по опеке и попечительству над несовершеннолетними*

Отдел опеки и попечительства несовершеннолетних министерства социальной защиты населения Амурской области

ФИО начальника структурного подразделения

Аникиенко Любовь Валериевна

Телефон

8 (4162) 200 280

Факс

ФИО специалистов

Зайцев Сергей Иосифович

Малкова Валентина Анатольевна

Телефон

8 (4162) 200 783

8 (4162) 200 249

Факс

Часы приема граждан

Понедельник – пятница                                                        с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут (обеденный перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут)

Структурное подразделение, осуществляющее регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей*

Отдел опеки и попечительства несовершеннолетних министерства социальной защиты населения Амурской области

ФИО начальника структурного подразделения

Аникиенко Любовь Валериевна

Телефон

8 (4162) 200 2280

Факс

ФИО специалистов

Малкова Валентина Анатольевна

Телефон

8 (4162) 200 249

Факс

Часы приема граждан

Понедельник – пятница                                                      с 09 часов 00 минут до 18 часов 00 минут (обеденный перерыв с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут)

Уполномоченный по правам ребенка

в субъекте Российской Федерации

ФИО Уполномоченного по правам ребенка

Третьякова Наталья Павловна

Адрес

Амурская область, г. Благовещенск, ул. Зейская, 211, кабинет 102

Телефон (приемная)

8 (4162) 990 352

Факс (приемная)

8 (4162) 990 352

Электронная почта

tretyakova@amurobl.ru

Сайт

http://amur.rfdeti.ru

Часы приема граждан

— личный приём: по предварительной записи по вышеуказанному номеру телефона;

— письменные обращения граждан принимаются управлением по работе с обращениями граждан аппарата губернатора области и Правительства области по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, дом 135, подъезд № 2, вход со стороны ул. 50 лет Октября.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере здравоохранения

Министерство здравоохранения Амурской области

ФИО руководителя

Субботин Андрей Юрьевич

Адрес

Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 135

Телефон (приемная)

8 (4162) 200 769

Факс (приемная)

8 (4162) 200 769

Электронная почта

zdrav@amurobl.ru

Сайт

http://amurzdrav.ru

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере внутренних дел

Управление министерства внутренних дел России по Амурской области

ФИО руководителя

Аксёнов Николай Николаевич

Адрес

Амурская область, г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, 18

Телефон (приемная)

8 (4162) 594 010

Факс (приемная)

8 (4162) 594 010

Электронная почта

umvd28@mvd.ru

Сайт

https://28.мвд.рф

Суд субъекта Российской Федерации

Амурский областной суд

ФИО руководителя

Семёнов Сергей Николаевич

Адрес

Амурская область, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 6.

Телефон (приемная)

8 (4162) 513 427

Факс (приемная)

8 (4162) 513 427

Электронная почта

oblsud.amr@sudrf.ru

Сайт

http://www.oblsud.tsl.ru

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Амурской области

ФИО руководителя

Стеценко Пелагея Борисовна

Адрес

Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина,135

Телефон (приемная)

 8 (4162) 596 035

Факс (приемная)

Электронная почта

kdn@amurobl.ru

Сайт

http://www.amurobl.ru

Основное об усыновлении детей в России

Само по себе усыновление – воспитание ребенка, лишенного родительской опеки. Оно может быть осуществлено, если он является несовершеннолетним.

Для завершения усыновления требуется заключение попечительского совета. После принятия в новую семью, малыш чувствует себя полноценным ее членом. Однако не каждый ребенок может рассчитывать на это.

По статье 129, 130 Семейного Кодекса, процедура производится только для находящегося в детдоме:

  • ребенка, чьи родственники согласны с этим;
  • лица, родители которого уклоняются от обязанностей по воспитанию;
  • ребенка, родителей у которого нет (неизвестны, умерли).

Все бумаги оформляются на одного человека или пару новых родителей. Однако, если он старше 10 лет, то требуется согласие на усыновление. Ребенок, который достиг возраста 10 лет или старше, уже осознанно понимает, что согласие на усыновление – это кардинальное изменение в его жизни.

Психосоциальные последствия сиротства

Психосоциальные последствия, которые испытывает ребёнок в результате взросления без одного из родителей, оцениваются по-разному и также сильно зависят от других факторов. Конкретный эффект безотцовщины или материнства зависит от общей психологической устойчивости ребёнка и более широкого окружения фиксированных опорных лиц.

Личность воспитывающего родителя также играет центральную роль. Безотцовщина или материнство рассматривается как проблема развития половой идентичности.

Сироты в учреждениях (подкидыши, детские дома, дома престарелых) страдают от последствий госпитализма и психологической депривации.

В исследовании 2011 года во Франции изучалось школьное, социальное, профессиональное и эмоциональное положение 500 000 детей-сирот в возрасте до 21 года. Исследование показало, сколько детей-сирот действительно страдают от травм и социально-психологических расстройств:

  • спустя годы только 50% из них могли без проблем говорить о том, что произошло;
  • 18% не смогли подобрать слов;
  • 76% заявили, что потеря одного или обоих родителей привела к нарушению семейных отношений;
  • 63% заявили, что это имело негативные последствия для их эмоциональной жизни;
  • 52% отметили трудности в образовании и карьере.

Сироты реже идут на контакт со своими приёмными собратьями, отстраняются или переключаются в режим психологической защиты.

Если один из родителей умирает, риск самоубийства ребёнка значительно увеличивается. Это подтверждается исследованием датского исследователя Мэй-Бритт Гулдин. Всего были включены данные 7,3 миллиона человек из Дании, Швеции и Финляндии. Учитывались дети и молодые люди, потерявшие родителей до достижения 18-летнего возраста. Контрольная группа использовалась для сравнения с детьми, родители которых ещё не умерли.

Исследователи обнаружили, что потеря родителя в детстве увеличивает риск совершения самоубийства ребёнком. Этот эффект длился до 25 лет после смерти родителя.

Другое наблюдение заключалось в том, что мальчики в два раза чаще совершали самоубийства, чем девочки. Чаще всего страдали мальчики, матери которых покончили жизнь самоубийством, и первенцы, у которых один из родителей умер в возрасте до шести лет.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

17 Сентября 2021

21-22 сентября состоится Форум директоров учреждений, осуществляющих стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов

16 Сентября 2021

По словам замминистра просвещения, опыт и практика воспитания детей в кровных, приемных семьях доказывает свою эффективность и большую гуманность

10 Сентября 2021

АНО Центр развития социальных проектов при поддержке Фонда «Абсолют-Помощь» приглашает приемных подростков в возрасте от 14 до 18 лет к участию в социально-образовательном проекте «ВыборПрофи».

10 Сентября 2021

Центр развития социальных проектов запускает новую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).

Программа «Наша Семья», Детский Дом № 19

pro-mama.ru

Программа существует с 1994 г. Работает на базе двух организаций, объединенных общей миссией и профессиональным подходом к решению проблем семейного устройства.

Миссия программы: каждый ребенок должен воспитываться в постоянной семье, в первую очередь, в своей собственной, а если это невозможно, то в специально подобранной и подготовленной новой семье, которой оказывается необходимая профессиональная помощь.

Детский дом № 19 – первое в России государственное образовательное учреждение, организовавшее систему устройства детей в семью на принципах патронатного воспитания. Это помогло обрести семьи 90% детей, направляемых в детский дом. Работа Детского дома № 19 задала образец для перепрофилирования детских домов в центры профилактики и семейного устройства детей и для осуществления профессиональной работы по устройству детей в семью, послужило толчком для распространения опыта по всей стране и ближнему зарубежью.

Благотворительный фонд «Наша семья» — разрабатывает методики и обучает кадры для сферы профилактики сиротства и устройства детей в семью. Способствует продвижению идеи о том, что устройство детей в семью – не разовая аварийная акция, а планомерная, профессиональная работа. Фонд распространяет модель работы служб для органа опеки и попечительства, охватывающую все аспекты помощи ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Цели и задачи:

  • защитить права детей, помогая каждому ребенку жить в любящей семье;
  • помогать детям сохранять возможность жить с кровной семьей;
  • помогать принимающим семьям растить детей с непростой судьбой;
  • развивать систему профессиональной подготовки кадров для сферы устройства детей в семью.

Программа была создана при помощи Центрального окружного управления образования ДО г. Москвы, а также Минобрнауки России.

Куда идти усыновителю (все органы опеки и попечительства РФ)

Организации, проводящие независимую медицинскую экспертизу детей

Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Министерство здравоохранения Новосибирской области

ФИО руководителя

Министр — Хальзов Константин Васильевич

Адрес

Красный проспект, д. 18, г. Новосибирск

Телефон (приемная)

(383) 238-63-68;

Факс (приемная)

(383)238-63-68

Электронная почта

Сайт

http://www.zdrav.nso.ru/page/596

Областной суд

Наименование суда субъекта Российской Федерации

Новосибирский областной суд

ФИО руководителя

И.о. председателя суда Пилипенко Елена Александровна

Адрес

Писарева ул., д. 35, г. Новосибирск,630091

Телефон (приемная)

(383) 221 17 72

Факс (приемная)

(383) 221 95 30

Электронная почта

oblsudnso@nsk.raidru

Сайт

http://oblsud.nsk.sudrf.ru/

Орган управления внутренних дел

Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Главное Управление МВД России по Новосибирской области

ФИО руководителя

Андрей Владимирович Кульков

Адрес

Октябрьская ул., д. 78, г. Новосибирск, 630099

Телефон (приемная)

(383) 232 75 03

Факс (приемная)

(383) 232 70 33

Электронная почта

mvd54@mvd.gov.ru

Сайт

www.54.mvd.ru

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

Наименование межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области

ФИО руководителя

Фролов Ярослав Александрович

Адрес

Серебренниковская ул., д. 6, г. Новосибирск, 630007

Телефон (приемная)

(383) 223 09 94

Факс (приемная)

(383) 223 46 81

Электронная почта

Сайт

4. Побеги из дома

Побеги — серьезная проблема: родители беспокоятся и за ребенка, и за себя, так как несут ответственность перед законом, но, к сожалению, для приемных детей это довольно типичная история.

Почему?

Часто повзрослевший ребенок попадает в семью после длительного пребывания в детдоме, и в семье у него возникает синдром обманутых ожиданий. К сожалению, детские дома никогда не готовили детей к попаданию в приемные семьи, и представления ребенка о семье формируются под влиянием очень специфических факторов. Взрослые, приезжающие в детские дома, — это, чаще всего, спонсоры, которые привозят подарки и устраивают праздник. И дети искренне считают, что такая жизнь у них и будет в приемных семьях — с подарками и праздниками.

И когда дома начинается обычная будничная жизнь, приемные родители накладывают какие-то рутинные обязательства — ходить в школу, делать уроки, помогать по дому, у ребенка случается отвержение, разочарование, вплоть до побега из дома в опеку или детдом со словами «Верните меня обратно».

История:

Семья Васильевых из крупного российского города решила усыновить подростка: у Ольги и Андрея уже были две кровные дочки-дошкольницы, но муж очень хотел взрослого сына. Васильевы прошли курс в школе приемных родителей, и вскоре в их семье появился Саша. Ему было 14 лет.

В детдоме про него говорили «двоечник и хулиган», но, попав в семью, Саша стал учиться на 4 и 5, не прогуливал уроки, помогал родителям с младшими детьми, ходил с отцом на рыбалку — казалось бы, все идеально. А спустя год он сбежал из дома.

Возвращал в семью его сначала детдом, потом, во второй побег, уже органы опеки. Но Саша твердил: «Надоело ходить в школу, учиться, что-то делать по хозяйству. Хочу на свободу в детдом». Однажды он на сутки заперся в своей комнате и не открывал дверь. Тогда родители обратились за помощью к психологу.

И хотя в той ситуации Васильевы были терпеливо настроены, к сожалению, с детьми из детских домов недостаточно «все делать правильно» и «просто их любить».

Весь следующий год с Сашей работали психологи. Сейчас ему 16 лет, поступил в колледж. А Ольга с Андреем взяли под опеку еще двоих детей: 10-летнего мальчика и девочку-подростка. Они очень воодушевились, потому что справились, и поняли, что при поддержке смогут воспитать и других детей.

Воровство

Воровство — это тоже очень частая история у детей-сирот, и причин такого поведения может быть очень много, в каждом случае надо разбираться индивидуально. Но воровство — это в любом случае не проявление плохой генетики, на что обычно указывают неподготовленные люди.

Почему?

Самое очевидное и частое объяснение просто — ребенок не знаком с понятием собственности. В детдоме — коллективное воспитание, все вещи казенные. Дети не понимают, что есть мои вещи, а есть не мои. И, к сожалению, привить это понятие быстро невозможно. Ни один воспитательный процесс никогда не ограничивается одним объяснением. Сказать, что воровать нельзя, мало, — ребенок продолжит это делать, и лишь постепенно он начнет понимать, что чужая собственность неприкосновенна.

Кроме того, воровство и вообще всякое нарочито неправильное поведение — «мама говорит «не воруй», а я буду воровать, мама говорит «не дерись», я буду драться, мама говорит «не хами учителю», а я буду хамить» — объясняется тем, что, попав в семью, ребенок не утрачивает сиротскую тревожность: если один раз взрослые люди его предали, то почему это не может случиться и во второй раз? И ребенок постоянно провоцирует родителей: «А такого меня не сдашь обратно? А такого меня будешь любить?»

Но это все — провокация от тревожности, от внутренней неуверенности в том, что тебя можно любить просто так, а не потому что ты ведешь себя определенным образом.

История:

Детский сад для 8-летних близнецов Наташи и Светы старалась заменять их приемная мама Елена — она не работала и водила девочек к дефектологу и в танцевальную студию. И ее труды не прошли даром — приемные дочки прошли отбор в гимназию. Но в первые же недели учебы случилось непредвиденное. Сначала Елена обнаружила у дочерей в пеналах ластики, которых она не покупала. Тогда девочки сказали, что им подарила одноклассница. Затем дома появились незнакомые ручки, а после этого Воробьевы обнаружили, что девочки покупают себе в школьном буфете еду на неизвестные деньги. При этом дети всегда объясняли происходящее.

А однажды позвонила мама одноклассника и сказала, что после празднования дня рождения мальчик не досчитался одного из подарков — Воробьевы нашли его у близнецов.

Тогда родители попытались объяснить девочкам, что «воровство недопустимо, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя брать чужое». Не помогали и наказания в виде лишения мультиков на ночь. Родственники говорили: «Это генетика», в школе злились и не понимали.

В течение полугода с девочками работал психолог, в школе же специалисты попросили набраться терпения и объяснили, что это частая история у детей из детдома. Постепенно близнецы научились различать понятия «мое» и «чужое», а также говорить о своих желаниях родителям. Сейчас Наташа и Света учатся уже в третьем классе, семья уверяет — все хорошо.

Фонд «Правмир» открыл сбор на совместный проект Центра поддержки приемных семей «Найди семью» и Ассоциации приемных родителей Санкт-Петербурга под названием «Родительские каникулы». В рамках программы «Родительские каникулы» родителям оказывается помощь в преодолении кризисных явлений, возникающих в приемных семьях, а также ведется работа с целью предотвращения возвратов приемных детей.

Проект «Детский вопрос»

deti.radiorus.ru

«Детский вопрос» – это крупный социальный проект «Радио России»», посвященный детям, которые по разным причинам остались без попечения родителей.

Цель проекта — привлечь внимание органов власти, представителей деловых кругов, деятелей культуры и всех рядовых граждан к проблемам сиротства и беспризорности в нашей стране.

С сентября 2004 года два раза в месяц в эфир выходит одноименный радиожурнал. Проект «Детский вопрос» – это не «круглый стол»: мы не рассуждаем «на тему», а стараемся оказывать реальную помощь в конкретной ситуции. Мы ищем средства на операции для детей-инвалидов, консультируем по вопросам усыновления, организуем различные благотворительные мероприятия для воспитанников детских учреждений. Но главное — за два с половиной года существования программы нам удалось найти родителей более чем для 300 детей в возрасте до 15 лет.

«Поезд надежды» — это эксклюзивная акция проекта «Детский вопрос», в рамках которой организуются встречи потенциальных усыновителей с детьми, оставшимися без родительского попечения.

Во время каждой поездки «Поезда надежды»:

  • психолог, юрист и социальный педагог проводит выездной семинар школы приемных родителей;
  • приглашенные артисты устраивают представление для детей;
  • детскому учреждению передается большой груз гуманитарной помощи.

«Поезд надежды» — это символическое название, потому что основное значение акции – в ее ПРОДОЛЖЕНИИ

Основная цель — привлечь внимание людей к детям, которые живут рядом с ними, но в силу каких-то причин остались без попечения родителей. По опыту работы после рассказов о воспитанниках какого-либо детского учреждения у большинства из них появляются новые семьи.

«Обыкновенное чудо» — Глядя на их красивые и счастливые лица на фотографиях, трудно поверить, что когда-то все они жили в детских домах и считались «государственными» детьми, а попросту — ничьими. Трудно поверить, что когда-то они выглядели совсем по-другому…

….один разучился или вовсе не умел улыбаться, в глазах другого — отрешенность и совсем не детская тоска, а у третьей вместо симпатичных кудряшек – детдомовский ежик….

Посмотрите, какими они были, когда их впервые увидели приемные родители. Прошло совсем немного времени, и этих мальчишек и девчонок уже не узнать! Настоящее чудо…

Какие выплаты положены семьям с приемными детьми

В качестве возмещения расходов, родителям выплачивается помощь в размере 5 прожиточных минимумов, а именно — 90145 руб. За второго ребенка положено 126203 руб. За третьего и последующих детей уже возмещают 10 прожиточных минимумов – 180290 руб.

Таким образом, для оформления опекунства требуется не только определенный перечень документов, но и соблюдение важнейших этапов подготовки. Несмотря на это, государство помогает приемным родителям выплатами и ежемесячными пособиями для того, чтобы погасить затраты и на дальнейшее обеспечение усыновленного.

Усыновление ребенка – важный этап для всех родителей, к которому нужно подходить заранее и подготовится не только морально, но и материально, и физически. Для планирующих взять в семью ребенка предъявляют ряд требований и без полного соответствия им процедура невозможна.

«Умственная отсталость» или «задержка развития» детей

Часто бывает, когда ребенок из детского дома не знает, не умеет или не понимает большую часть совершенно элементарных вещей, которые для его «домашних» сверстников совершенно естественны. Например, что грязную одежду не выбрасывают, а стирают, или что родители уходят на работу, приходят, на заработанные деньги покупают в магазине еду, готовят ужин — так устроены товарно-денежные отношения. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость».

Почему?

Это просто наследие прошлой жизни, а не органическое поражение головного мозга. В кровной семье ребенком никто не занимался, а в детском доме он просто не видел, как мама ходит на работу и покупает продукты, в столовой ему давали готовую еду, он не знает, что такое мыть посуду. Но эта задержка развития абсолютно компенсируемая, все пробелы можно быстро наверстать. И приемный родитель должен быть к этому готов.

Многим кажется, что раскачивание перед сном или просьбы вполне взрослых детей купить им бутылки с сосками — еще одно проявление умственной отсталости. Это классические последствия детского одиночества, никакого отношения к умственным способностям не имеющие. Попав в семью — естественную среду выращивания — ребенок пытается компенсировать этапы, не прожитые в раннем детстве, добирает недоданные объятия, заботу, сживается с ощущением защищенности. И если приемный родитель прошел нормальную подготовку, то такой период обычно переживается достаточно легко.

История:

Все восемь лет своей жизни Аня провела в доме-интернате. Она была «отказницей с рождения», а потенциальных усыновителей отпугивал ее диагноз — у девочки обнаружили тяжелую патологию центральной нервной системы, в результате которой Аня не могла ходить и постоянно пользовалась памперсами. Главным аргументом для ее будущей приемной мамы Ларисы стали слова сотрудников детдома: «Девочка интеллектуально сохранна».

Первые месяцы дома мама провела за консультациями: хотела понять возможности для лечения и реабилитации. Все визиты к врачам Аня переносила спокойно, никогда не плакала и не кричала.

Напрягалась Лариса из-за двух моментов. Во сне дочь постоянно сосала палец, из-за чего на нем образовалась незаживающая болячка. А дома у нее резко портилась дикция, Аня коверкала слова. Когда Лариса переспрашивала, девочка плакала, дело доходило до истерики. Наложилась и другая проблема — Лариса не могла уговорить дочь заниматься развивающими играми. Аня только раскрашивала картинки, да и то сильно «не по возрасту» (для детей 3 лет, очень простые и яркие).

Психолог не выявил у девочки отставания в развитии и каких-либо интеллектуальных нарушений и объяснил Ларисе причину такого поведения

Оказалось, дома, в семье, девочка пытается «отыграть» период раннего детства, когда она была лишена защиты и заботы мамы, прожить младенчество и получить от мамы именно то внимание, которое оказывают младенцу. Поэтому и были слишком детские занятия, сосание пальца по ночам и нарушения речи

С Ларисой и Аней начали работать психологи: маме снимали повышенную тревожность и обучали спокойному отношению к поведению ребенка, а девочке помогали пережить травму оставленности и вернуться в возрастную норму. Через несколько месяцев ситуация нормализовалась.

Социальные сироты

Социальный сирота – это ребёнок, у которого есть родитель или родители, отказавшиеся от него, или лишённые родительских прав. Это ребёнок, о котором не заботятся ни родители, ни родственники.

Социальные сироты теряют своих родителей в результате различных социальных, экономических, моральных и психологических причин и становятся сиротами с биологическими родителями, которые ещё живы.

Сегодня социальные сироты составляют 80% детей-сирот. Только оставшийся процент – это дети-сироты, у которых нет живых родителей.

К числу социальных сирот ЮНИСЕФ относит следующие группы:

  • дети, которые потеряли связь со своими семьями и живут в убежищах;
  • дети, поддерживающие связь со своими семьями и живущие на улице днём и ночью из-за бедности, эксплуатации и жестокого обращения в семье;
  • дети, выросшие в семьях, бросившие их по многим причинам и живущие на улице.

Резкое увеличение числа социальных сирот наблюдается во многих странах. Без защиты социальные сироты подвергаются насилию, сексуальной эксплуатации и ВИЧ-инфицированию.

Количество сирот в мире намного выше в слаборазвитых странах и странах, находящихся в состоянии войны, чем в развитых странах.

Родители оставляют своих детей в детском доме из-за нужды или безнадёжности.

Фонд «Родительский мост»

fostercare.ru

Фонд «Родительский мост» ведет свою работу с 1987 года.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

  • Помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, особенно тогда, когда есть угроза, что ребенок потеряет семью.
  • Поиск родителей как можно большему числу детей, ставших сиротами. В том числе детям, у которых мало шансов быть усыновленными в обычном порядке.
  • Помощь приемным родителям: социальная, медицинская, материальная.
  • Объединение усилий гражданского общества для помощи детям. В 2002 году Фонд стал одним из инициаторов учреждения Союза «Гражданское общество — детям России», объединившего детские организации многих регионов.