Источники и формы российского права

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава

1. Основы трудового законодательства……………………………………7

1.1 Развитие трудового законодательства в России………………………..… 7

1.2 Действующее трудовое законодательство……………………………..… 9

Глава

2. Применение норм Конституции РФ в трудовом праве……………… 12

2.1 Конституция РФ как высшая ступень источников трудового права……………………………………………………………………..………..12

2.2 Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда………………………………………………………………………..……..15

Глава

3. Влияние норм Конституции РФ на формирование трудового законодательства…………………………………………………………..…….21

3.1 Реализация норм трудового права……………………….………………….21

3.2 Организация общего правопорядка в сфере труда……………………..….23

3.3 Условия обеспечивающие охрану труда и здоровья граждан………..…..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список используемых источников……………………………………………..32

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен

Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств

Нормативные договоры как источники трудового права

Нормативные договоры или договоры нормативного содержания – второй вид источников трудового права. Такие договоры по уровню делятся на международные, национальные, региональные, территориальные и локальные, а по количеству участников – двусторонние, трехсторонние и многосторонние.

Рассмотрим международные договоры – источники трудового права.

К многосторонним договорам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций (далее – ООН) 10.12.1948 (в ст. 23 которой закреплено право на труд);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (статьи 6 – 9 касаются трудовых прав);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (ст. 8 – запрет принудительного труда);
  • Европейская конвенция о правах человека от 04.11.1950, ратифицированная Россией в 1998 г.;
  • Европейская социальная хартия от 03.05.1996, ратифицированная Россией в 2009 г. и т.д.

К многосторонним международным договорам относятся также конвенции

Международной организации труда (далее – МОТ). За 100 лет функционирования МОТ приняла около 200 международных конвенций о труде, из которых Россия, как правопреемница СССР, ратифицировала более 70. Среди конвенций МОТ, ратифицированных Россией, можно назвать:

  • Конвенцию МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г.;
  • Конвенцию МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г.;
  • Конвенцию МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.;
  • Конвенцию МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. и ряд других.

Ратификация конвенции МОТ предполагает принятие федерального закона о ратификации соответствующей конвенции.

К двусторонним международным договорам – источникам трудового права относятся соглашения между правительствами двух государств, устанавливающих на принципах взаимности определенные преференции в сфере труда гражданам каждого из этих государств на территории другого из двух государств. Примером может служить Соглашение между Правительством РФ и

Правительством Республики Молдова от 27.05.1993 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств».

Внутригосударственные договоры как источники трудового права:

  1. Генеральное соглашение – трехсторонний договор между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей по регулированию социально-трудовых отношений, например, «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 – 2020 годы»;
  2. отраслевые соглашения, заключаемые на федеральном уровне между отраслевым профсоюзом и объединением работодателей, например, Отраслевое соглашение по авиационной промышленности РФ на 2020 – 2022 годы от 14.02.2020, Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу РФ на 2020 – 2022 годы от 30.12.2019 и т.д.;
  3. соглашения в социально-трудовой сфере на уровне субъектов РФ, например, Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «ОблСовПроф», Региональным объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2018 – 2020 годы от 09.01.2018 и т.д.;
  4. соглашения на уровне муниципального образования;
  5. коллективные договоры, заключаемые между трудовым коллективом и конкретным работодателем после проведения коллективных переговоров.

показать содержание

Конституция Российской Федерации как источник трудового права.

Конституция РФ, принятая 12.12.1993г. всенародным голосованием, является актом высшей юридической силы. Основной закон РФ устанавливает основные положения российской правовой системы, закрепляет исходные начала всех отраслей права, в том числе и трудового права. В ч.1 ст.7 Конституции закреплено направление социальной политики государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из средств осуществления такой политики является свобода трудовой и предпринимательской деятельности (ст.37, 34 Конституции).

Основы правового регулирования труда заложены в ст.37 Конституции, которая определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора. Текст статьи начинается с закрепления свободного характера труда. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор — работать или не работать. Вместе с тем согласно ч.1 ст.37, свобода труда означает для гражданина свободный выбор рода деятельности и профессии. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а принудительный труд согласно ч.2 ст.37 запрещен. Выбор граждан в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, т.к. для большинства граждан работа является основным источником существования.

Следует добавить, что в ст.37 Конституции закреплен ряд других важных положений согласно которым:

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4);

каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч.5).

Важно так же заметить, что Конституция определяет компетенцию РФ и субъектов Федерации в области трудового законодательства. Согласно ч.1 ст.72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, т.е

трудовые законы могут приниматься как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом о труде и законами о труде, принятыми субъектами РФ, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции).

§ 6. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права

  • Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации Анциферова Ольга Валериановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Челябинск — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 4.8 Мб

    Специальность 12.00.02 —Конституционное право; муниципальное право. Актуальность темы исследования. В последние годы в Российской Федерации происходит стремительное и масштабное развитие

  • Конституционное право Российской Федерации | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.98 Мб

    Понятие и предмет КП РФ как отрасли права и науки. Место конституционного права в системе права РФ. Конституционно-правовые нормы и отношения. Источники КП РФ, их понятие и виды.

  • Коллизии конституционного законодательства иа уровне субъектов Российской Федерации Стародубцева Инна Алексеевна | Диссертация на соискание ученой стеиени кандидата юридических наук. Воронеж — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.75 Мб

    Специальность 12.00.02. — конституционное право; муниципальное право. Введение 5 Глава 1. Постановка научной задачи разрешения коллизий конституционного законодательства на уровне субъектов РФ 22

  • Конституционно-правовые средства обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству Арзуманов Сергей Георгиевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 5.05 Мб

    Специальность 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. Введение 3 Глава I. Теоретико-правовые основы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации 15 § 1.

  • Конституционное обеспечение единства системы законодательства Российской Федерации Авулханова Светлана Мухарямовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саранск — 2009 | Диссертация | 2009 | Россия | docx/pdf | 4.18 Мб

    12.00.02 — конституционное право; муниципальное право. Введение 3 Глава первая. Законодательство Российской Федерации как системно-структурное образование 14 1.1 Система законодательства: понятие и

  • Правосубъектность юридического лица по российскому гражданскому праву Козлова Наталия Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 15.21 Мб

    Специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Актуальность темы исследования. Демократические преобразования, начатые в нашей

  • Проблемы обеспечения единства федерального н регионального избирательного законодательства Судакова Светлана Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург — 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 4.98 Мб

    12.00.02 — Конституционное право; муниципальное право. Актуальность темы диссертационного исследования Конституция Российской Федерации предопределила наличие законодательных актов, регулирующих

  • Права авторов произведений науки, литературы и искусства Богатова Лилия Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва -1998 | Диссертация | 1998 | Россия | docx/pdf | 3.47 Мб

    Специальность: 12.00.03 — гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право. Актуальность темы исследования. Коренные изменения в политической жизни страны,

  • Основные концепции источников международного права Луткова Оксана Викторовна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва — 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 4.15 Мб

    Специальность; 12.00.10 — Международное право; европейское право. Актуальность темы Доктрина об источниках международного права представляет собой значимую часть всей науки международного права в

  • История государства и права РФ. Ответы к зачету | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.22 Мб

    1. Октябрь 1917 г. : революция или переворот. I Всероссийский съезд Советов: проблема альтернативности власти. 2. Первые декреты советской власти и их правовая оценка. 3. Превращение большевизма в

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Для источников трудового права практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Правила вступления в силу законов в полной мере применимы к источникам трудового права. Законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если иные сроки не указаны в самом законе. Так, Трудовой кодекс РФ определяет момент введения его в действие в заключительных положениях: кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 г

Здесь же содержится важное правило о применении кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие. Аналогичное правило помещено в общих положениях кодекса: закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие

Исключение возможно в том случае, когда это прямо предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом. В ст. 12 ТК РФ закреплено применение трудового законодательства к правам и обязанностям в ранее возникших отношениях, если такие права и обязанности появляются после введения данного акта в действие

Это важно для правоприменительной практики, так как трудовые отношения носят длящийся характер и многие из них возникли до введения в действие кодекса

Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, затрагивающие права и свободы граждан, организаций, вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.

Прекращают свое действие акты при официальной отмене или истечении срока, на который были приняты.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, действуют не только во времени, но и в пространстве. Они распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения на всей территории страны. Исключения возможны, если это прямо предусмотрено законом. Законы и нормативные акты субъектов России, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Локальные нормативные акты действуют в пределах соответствующей организации – работодателя или индивидуального предпринимателя.

Трудовое законодательство предусматривает широкую сферу действия и распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, как на юридических, так и на физических лиц. Точно так же оно распространяется на трудовые отношения всех работников, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства (и на трудовые отношения в организациях, созданных или учрежденных ими либо с их участием), работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором.

Не распространяется трудовое законодательство на лиц, трудящихся по гражданско-правовым договорам, на военнослужащих и некоторых других. Отдельные нормы законодательства могут быть распространены на иных лиц специальным указанием закона (например, см. ст. 227 ТК РФ).

В то же время необходимо учитывать особенности трудо-правового статуса иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду с учетом некоторых ограничений. В частности, временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину запрещено осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта России, где ему разрешено проживание. Иностранный гражданин не имеет права замещать отдельные должности, например состоять на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России. Особенности правового положения иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены в специальной главе кодекса.

показать содержание