Статья 12. основные обязанности муниципального служащего

Содержание

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и членов их семей в случае потери кормильца.

Правовая поддержка муниципальной службы

Правовое регулирование деятельности муниципальной службы ведется на следующих уровнях:

  1. Федеральный уровень. Муниципальная служба должна осуществляться на основе принципов, закрепленных в Конституции. Согласно им любая власть в России должна строиться на демократическом начале. Народ признается единственным источником власти, реализующий свои властные полномочия через органы государственной власти и местного самоуправления. Согласно статье 12, за последними закреплено право самостоятельного осуществления «дарованных» полномочий. При этом Конституция четко разделяет государственную власть и местное самоуправление, которое не входит в систему государственных органов. Кто может стать муниципальным служащим, каков порядок осуществления полномочий муниципальным служащим, каковы условия прекращения муниципальной службы – все эти вопросы регулируются федеральными законами № 131 от 2003 года (устанавливает общие начала осуществления местного самоуправления в России) и № 25 от 2007 года (регламентирует деятельность муниципальной службы);
  2. Региональный уровень. Основу составляет законодательство субъектов России. Оно устанавливает круг полномочий муниципальной службы для решения конкретных общественных и муниципальных вопросов, денежное довольствие для каждой муниципальной должности, правила становления на муниципальную должность и случаи прекращения службы в муниципальных органах власти. Все эти аспекты должны четко соответствовать действующему Трудовому Кодексу России, так как итогом становления на муниципальную должность служит заключение с кандидатом трудового договора.
  3. Муниципальный уровень. Муниципальные должности, предусмотренные для конкретного муниципального образования, а также полномочия, закрепляются в Уставе муниципалитета и нормативных актах органов местной власти.

Обязанности муниципального служащего

В обязанности муниципального служащего входит:

  • Осуществлять полномочия в соответствии с действующим законодательством страны и в пределах своих полномочий. В случае поступления от руководства указания, исполнение которого заведомо приведет к незаконным действиям со стороны муниципального служащего, последний должен довести в письменном виде о данном случае вышестоящему руководству и уведомить об отказе в выполнении данного поручения.
  • Выполнять свои должностные обязанности в строгом соответствии с установленными сроками.
  • Беречь муниципальное имущество.
  • Не разглашать сведения, которые являются государственной или иной тайной, охраняемой государством.