Основы правового статуса муниципального служащего

Содержание

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Административно-правовой статус муниципального служащего

В данном термине отражены принципы регулирования деятельности служащих муниципалитетов, их права, обязанности, ограничения, наложенные законами.

Ряд ограничений и запретов установлены относительно процедуры поступления на службу и ее прохождения.

Они не затрагивают права служащего как работника. Исключение составляет участие в забастовках. В отличие от сотрудников иных организаций, в силу значимости их деятельности, они не вправе защищать свои права таким образом.

На муниципальных служащих наложены дополнительные ограничения в части участия в управления коммерческими предприятиями, участия в деятельности кооперативов (ТСЖ, строительные кооперативы, садоводческие товарищества и т. д.)

Таким образом, элементы правового статуса муниципального служащего затрагивают самые разные сферы жизни.

Существует мнение, что на сегодня государство избыточно присутствует в экономике и других сферах общественной жизни общества. Тем самым не удается найти оптимальный способ организации органов власти и регулирования статуса муниципальный служащих в частности.

Кто такой муниципальный служащий?

Органы власти, в том числе и муниципальные, реализуют полномочия, предоставленные законом. Если кратко, правовой статус муниципального служащего распространяется на всех, кто имеет непосредственное отношение к реализации данных полномочий.

Работники, выполняющие чисто технические функции, муниципальными служащими не считаются.

Конкретный перечень должностей, относящихся к муниципальной службе, устанавливается нормативными актами региональных властей, согласно методическим указаниям центральных органов власти. Тем не менее, периодически возникают споры об отнесении должностей к муниципальной службе.

Вопрос не праздный, т. к. правовой статус муниципального служащего связан с многочисленными требованиями и ограничениями. Их неисполнение служит основанием привлечения к административной и даже уголовной ответственности. Несоблюдение одного единственного требования стоило многим работы.

Понятие муниципального служащего, правовой статус муниципального служащего.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Условия поступления на муниципальную службу:

1) 18 лет;

2) Знание русского языка;

3) Иметь необходимые квалификационные навыки.

Признаки муниципального служащего:

занятие должности муниципальной службы и исполнение обязанностей;

исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления на профессиональной, постоянной основе; получение денежного вознаграждения за исполнение своих обязанностей за счет средств местного бюджета.

По характеру и объемам полномочий муниципальные служащие классифицируются на:

а) руководителей;

б) специалистов.

Муниципальные служащие-руководители — это лица, осуществляющие руководство в муниципальном образовании от имени муниципалитета. К руководителям муниципального образования относятся: назначенные глава администрации, его заместители, руководители управлений, департаментов, крупных подразделений администрации муниципалитета.

Муниципальные служащие-специалисты — это лица, которые обязаны обеспечивать деятельность руководителей муниципального образования, в том числе избранных населением, обеспечивая полномочия органов местного самоуправления. Муниципальные должности муниципальной службы могут подразделяться на следующие группы: а) замещающие высшие должности;

б) замещающие главные должности;

в) замещающие ведущие должности;

г) замещающие старшие должности;

д) замещающие младшие должности.

Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранение при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Правовой статус муниципального служащего – это совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты связанные со службой и ответственность за выполнение своих функций.

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и членов их семей в случае потери кормильца.

Запреты, налагаемые на муниципального служащего

Если ограничения связаны с обстоятельствами, делающими невозможность нахождения на службе, то запреты касаются поведения и ведения дел имущественного характера.

Сюда включается невозможность продолжения работы в случае избрания на оплачиваемую должность в профсоюзе, ином органе.

Запрещено одновременное занятие должности муниципальной и государственной службы.

Целый ряд ограничений налагается в участии в общественных организациях и владении имуществом. Например, нельзя даже принимать участие в общем собрании членов ТСЖ, жилищного кооператива и иных некоммерческих организаций.

Запрещено принимать участие в управлении коммерческими организациями. Нельзя иметь на руках ценные бумаги (должны быть переданы третьим лицам).

Фактически запрещается представлять интересы третьих лиц.

Исключения предусматриваются и разрешаются на усмотрение главы муниципальной администрации в случаях, предусмотренных региональными и федеральными законами.

Запрещено получать вознаграждение от кого-либо в связи со своей деятельностью. Подарки, полученные в связи со службой, передаются в орган местного самоуправления и могут быть выкуплены.

Разного рода почетные звания, награды разрешено получать при согласии руководителя.

Исключением является право управления политическими партиями и объединениями. Одновременно с этим, нельзя использовать собственное служебное положение для создания преимуществ движениям и политическим партиям.

В рамках органов муниципального уровня запрещается создавать религиозные структуры.

Соотношение правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации

Порядок и условия реализации этого права устанавливаются законодательством.

· Предусмотрены ограничения общегражданских прав служащих в целях эффективности служебной деятельности

· Для служащих предусмотрены определенные социальные гарантии, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения

В системе службы РФ складываются разные правовые статусы служащих:

· Общий – включает в себя П и О, принадлежащие всем гражданам обще-конституционные и обще-правовоые обязанности личности.

· Особенный правовой статус: отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной, ПО, муниципальной)

· Специальный: дополняет права и обязанности общего статуса с учетом социального, служебного и иного положения служащего Этот статус носит профессиональный характер, т.е. специально предоставлены служащему для выполнения задач и функций, возложенных на орган (гос или муниципальный), в соответствие с утвержденным положением о нем.

· Индивидуальный: определяется должностным регламентом (должностной инструкцией) по занимаемой должности. Принадлежит каждому служащему. Содержание этого статуса определяется служебным контрактом, ТД, должностным регламентом, должностной инструкцией по соответствующей должности. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального статуса служащего.

Следует вывод о том, что одно и то же лицо (служащий) может быть одновременно носителем различных правовых статусов в зависимости от занимаемых им должностей.

Основные элементы статуса гражданского и муниципального служащего закреплены в ФЗ от 28.07.2004 г. «О ГГС»



Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе.

Таким образом, закон N 131-ФЗ предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней:

    • федеральный закон;
    • закон субъекта РФ;
    • устав муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральный закон 2007 г. определяет более широкую правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, основополагающие акты, с другой — даже решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные акты.

Федеральный закон 2007 г. оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц указанных в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т.п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах населением, избранный этим органом из своего состава).

Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

При определении того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 Закона 2007 г., где говорится (ч. 1): муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Характерные черты муниципальной службы:

    1. профессиональная деятельность соответствующего лица;
    2. осуществляется на постоянной основе;
    3. предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы;
    4. замещается лишь на основании договора (контракта).

Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) могут быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом 2007 г.

Принципы муниципальной службы

    1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
    3. профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
    4. стабильность муниципальной службы;
    5. доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
    6. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
    7. единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
    8. правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
    9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
    10. внепартийность муниципальной службы.

Права муниципального служащего

В процессе своей деятельности служащий пользуется следующими правами:

  • знакомится с документами и положениями, регламентирующими должностные инструкции по должности, а также критерии качественного исполнения своих обязанностей и ответственность;
  • имеет право на возмещение затрат в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • право на отдых в виде выходного времени в течение дня, недели и отпусков;
  • вправе требовать предоставления материалов и сведений, необходимых для исполнения обязанностей по должности, осуществлять запросы в другие органы и инстанции;
  • право на должностной рост, в том числе претендовать на замещение вакантной должности;
  • право на переобучение и повышения квалификационного уровня служащего;
  • на защиту сведений, относящихся к персональным данным;
  • право вступать в профсоюзы, общественные объединения для защиты прав по должности;
  • право на государственное пенсионное обеспечение, в том числе социальное страхование.

Правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.

Прочие его структурные составляющие призваны обеспечить профессиональную деятельность служащих, конкретизируя, уточняя правовой статус ГМС, что позволяет им в полной мере реализовать свой потенциал.

Основу статуса служащих составляют 5 групп государственно-служебных отношений:

· отношения, связанные с установлением прав,

· обязанностей,

· ограничений

· запреты

· социальные гарантии

Совокупность всех этих отношений, перечисленных выше, предопределяет основное содержание государственно-служебных (трудовых) отношений, в которых участвует данный служащий.

Правовой статус служащего характеризуется тем, что:

· их права и обязанности устанавливаются в пределах компетенции органа, в котором они состоят на службе

· деятельность служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган и носит официальный характер

· служебные права и обязанности служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, поскольку они должны осуществляться в интересах службы, а обязанности – правами, поскольку обязанности без прав нельзя осуществить

· осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодателями

· законные предписания и требования служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы

· служащие имеют право на продвижение по службе, т.е. на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются законодательством.

· Предусмотрены ограничения общегражданских прав служащих в целях эффективности служебной деятельности

· Для служащих предусмотрены определенные социальные гарантии, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения

В системе службы РФ складываются разные правовые статусы служащих:

· Общий – включает в себя П и О, принадлежащие всем гражданам обще-конституционные и обще-правовоые обязанности личности.

· Особенный правовой статус: отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы (гражданской, военной, ПО, муниципальной)

· Специальный: дополняет права и обязанности общего статуса с учетом социального, служебного и иного положения служащего Этот статус носит профессиональный характер, т.е. специально предоставлены служащему для выполнения задач и функций, возложенных на орган (гос или муниципальный), в соответствие с утвержденным положением о нем.

· Индивидуальный: определяется должностным регламентом (должностной инструкцией) по занимаемой должности. Принадлежит каждому служащему. Содержание этого статуса определяется служебным контрактом, ТД, должностным регламентом, должностной инструкцией по соответствующей должности. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального статуса служащего.

Следует вывод о том, что одно и то же лицо (служащий) может быть одновременно носителем различных правовых статусов в зависимости от занимаемых им должностей.

Основные элементы статуса гражданского и муниципального служащего закреплены в ФЗ от 28.07.2004 г. «О ГГС»



Обязанности муниципального служащего

Находясь в должности муниципального служащего, гражданин обязан выполнять следующее:

  • добросовестно исполнять обязанности, руководствуясь Конституцией России, законами федерального и регионального значения, муниципальными актами и уставом города или района;
  • исполняя должностные обязанности соблюдать интересы граждан, их права и свободы, которые признаются на уровне Конституции высшей ценностью;
  • следовать правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденного в конкретном органе;
  • следить за уровнем квалификации, осуществлять периодическое повышение и прохождение аттестацию;
  • сохранять в тайне сведения, охраняемые законом;
  • беречь вверенное имущество, находящееся в муниципальной или государственной собственности;
  • подавать сведения о доходах собственных и членов семьи;
  • информировать руководство о личной заинтересованности в исполнении своих обязанностей.

Литература

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
  2. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 3. Ст. 345.
  3. Решение от 2 марта 2012 года Сельского Совета депутатов муниципального образования «Бобья-Учинское» «Об утверждении порядка и условий предоставления дополнительных гарантий муниципальным служащим муниципального образования «Бобья-Учинское» URL: http://mo-bobya-uchinskoe.malayapurga.ru.
  4. Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Особенности формирования и использования кадрового резерва государственной и муниципальной службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 3. С. 23 — 28.
  5. Осиночкина Е.В. Правовой статус муниципальных служащих: становление, понятие и механизм реализации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань, 2006. 27 с.
  6. Шамарова Г.М. Комплексная оценка профессиональной компетентности кадров органов местного самоуправления // Экономический анализ: теория и практика. 2009. N 24. С. 50 — 61.
  7. Шамарова Г.М. Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 44 — 47.

Законодательное регулирование

Перечень нормативных актов, регулирующих правовой статус муниципального служащего, достаточно широк.

  • Конституция РФ.
  • Конституции и уставы субъектов.
  • Федеральный закон «Об основах организации местного самоуправления».
  • Федеральный закон «О муниципальной службе».
  • Региональные законы об организации местного самоуправления.
  • Региональные законы о муниципальной службе.
  • Закон «О борьбе с коррупцией».
  • Региональные акты, регулирующие борьбу с коррупцией.
  • Акты, регулирующие контроль доходов и расходов государственных и муниципальных служащих.

Указанный перечень раскрывает понятие и правовой статус муниципального служащего.

Надо отметить, что региональные акты написаны по единой схеме, серьезного различия между ними не наблюдается. По одним правилам строится оплата труда.

Соотношение статуса служащих на территории субъекта

Оно заключается в соотношении требований к лицам, занимающим государственные и муниципальные должности. Так, например, при переходе лица на службу в другой орган сохраняется ранее наработанный стаж, и он, более того, продолжает свое течение.

Федеральное законодательство выделяет несколько категорий служащих государственных органов:

  • федеральная гражданская служба;
  • гражданская государственная служба субъекта (области, республики, города федерального значения);
  • муниципальная служба.

Так вот, соотношение правового статуса муниципального и гражданского государственного служащего федерального органа установлено федеральным законом. Соотношение между статусом, в частности, должностями государственных служащих субъекта и муниципалитетов прописывается в региональном нормативном акте.

Ограничения, налагаемые по службе

Особенности правового статуса муниципального служащего заключаются в дополнительных требованиях к ним:

  • признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • назначение наказания по приговору суда, исключающего продолжение работы на должности;
  • отказа пройти процедуру проверки для допуска к государственной или иной тайне, если принятие на должность касается использования соответствующих сведений;
  • выявление болезни, которая делает невозможным продолжение работы согласно специальному перечню (расстройства настроения, эпилепсия, пристрастие к наркотикам и т. д.);
  • отказ от прохождения ежегодной диспансеризации;
  • близкое родство или свойство с главой администрации, если выполнение обязанностей связано с непосредственным ему подчинением;
  • прекращение гражданства РФ или иной страны, гражданин которой вправе занимать муниципальные должности;
  • получение права постоянного проживания на территории другой страны;
  • предоставление ложных сведений или подложных документов при поступлении на работу;
  • необоснованное не прохождение военной службы по призыву (если только она не была пройдена по контракту).

Ограничения и запреты для муниципального служащего

При поступлении на службу в местные органы, служащий должен соответствовать следующим требованиям:

  • быть дееспособным;
  • не иметь судимости;
  • соответствовать медицинским критериям для службы в качестве муниципального служащего;
  • проходить допуск к сведениям, охраняемым законом;
  • не иметь родственных связей в порядке подчиненности;
  • не иметь другого гражданства;
  • предоставлять достоверные сведения о себе; следовать антикоррупционной политике.

Занимая муниципальные должности, гражданину запрещается:

  • иметь иной доход или заработок, в том числе заниматься предпринимательством, за исключением работы в качестве преподавателя или научного сотрудника;
  • занимать одновременно выборную или назначаемую должность в органах государственного или муниципального управления;
  • представлять интересы третьих лиц, в том числе по доверенности в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • получать от других лиц подарки, сумма которых превышает три тысячи рублей, услуги и другие привилегии в счет своего должностного положения;
  • следовать в командировку за счет граждан или организаций;
  • использовать вверенное имущество не по назначению;
  • разглашать сведения, ставшие известные служащему при исполнении своих полномочий;
  • высказываться о деятельности органа, в котором проходит службу;
  • входить в состав политической партии, религиозной организации, попечительских или наблюдательных советов.

Обязанности служащего

Правовой статус или положение муниципального служащего налагает на него следующий перечень обязанностей:

  • соблюдение Конституции страны, субъекта, законов, иных актов, принятие мер к их исполнению;
  • действовать согласно утвержденной инструкции;
  • поддержание уровня квалификации;
  • сохранение прав, свободы, интересы граждан независимо от их имущественного положения, расы, отношения к религии, пола, а также права и интересы организаций;
  • охрана сведений, составляющих тайну (как государственную, так и частной жизни), ставших ему известными при исполнении обязанностей;
  • сохранение имущества, предоставленного для исполнения обязанностей;
  • предоставление сведений о себе и членах своей семьи согласно действующему законодательству;
  • сообщение о выходе или потере российского гражданства;
  • сообщать о приобретении иностранного гражданства;
  • выполнять ограничения, запреты, обязательства, налагаемы в связи со статусом.

Какими правами обладают служащие

Составляющей частью правового статуса муниципального служащего в Российской Федерации являются его права и обязанности. В части прав закон устанавливает следующие пункты:

  • знакомство с инструкциями, должностными регламентами, актами, описывающими качество работы чиновника;
  • создание организационно-технических условий для выполнения обязанностей;
  • оплата труда и иные выплаты согласно положениям законодательства;
  • отдых согласно ТК и нормативным актам, устанавливающим праздники;
  • получение материалов и информации нужной для осуществления деятельности;
  • участие в конкурсе на замещение иной должности;
  • получение дополнительного образования за счет бюджета согласно муниципальным нормативным актам;
  • защита персональных данных согласно действующему законодательству;
  • знакомство с материалами личного дела, приобщение его объяснений;
  • право на участие в профессиональных союзах, их создание, защиту прав и интересов как работника;
  • занятие другой оплачиваемой деятельностью, если это не повредит выполнению должностных обязанностей (исключение составляет глава муниципальной администрации, работающий по контракту).