Регулируемые области
Принятое постановление регулирует сразу несколько областей работы в сфере усыновления и заботы о детях-сиротах. Таким образом, Министерство, согласно данному закону, может вмешиваться в следующие зоны ответственности организации:
- Определять перечень работ, применяемых по отношению к подобным структурам.
- Определять и устанавливать порядок работы, прием детей в организации.
- Вмешиваться в процесс распределения детей по разным типам организации.
- Определять основные требования, предъявляемые к таким заведениям.
Кроме того, Министерство регулярно будет контролировать деятельность, запрашивая полную отчетность. К тому же, эффективность программы ожидается в области распределения детей по новым семьям.
Интересующие вопросы
Постановление об изменениях в работе детских организаций вступило в силу еще в 2015 году, ко Дню знаний — 1 сентября. Данный документ охарактеризовал основные направления деятельности для учреждений, в которых находятся дети-сироты и лишенные родительской опеки.
Одновременно с принятием этого документа потерял силу другой — постановление Правительства Российской Федерации №558 “Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
Из-за этого старые положения нельзя применять к тем организациям, которые работают в 2020 году. И нужно пользоваться актуальной информацией, чтобы не возникало вопросов в расхождениях между законом и определенной ситуацией.
Поскольку подобные организации занимаются вопросами содержания и воспитания детей, о них должны быть предоставлены такие сведения:
- составление отдельной анкеты в виде личного дела, которое позволяет в любой момент получить все необходимые данные;
- составление направления на помещение ребенка в определенное учреждение — в соответствии с его индивидуальными параметрами.
В 2020 году существует много недоработок в данном законодательном документе. В ходе его работы предлагается осуществить ряд изменений. Так, они касаются:
- Установления более актуальных процедур по работе с гражданами с целью уменьшения количества сирот и тех, кто находится на содержании в организациях.
- Вопрос о размещении детей с инвалидностью также стоит остро. Поскольку после усыновления часто профильные занятия перестают быть основным для них. И данный момент государству необходимо контролировать — чтобы ребенок получал максимальное развитие, которое ему необходимо.
- Предлагается также совместить и процессы обучения детей. Основной вопрос состоит в том, чтобы была возможность обучения в обычных общеобразовательных школах, что способствовало бы получению знаний и общению.
Также предлагались следующие моменты по поправкам:
- установить максимальный срок для пребывания детей в распределительных организациях — не более года;
- заменить возможность пребывания в организации до 23 лет периодом, до которого человек не получит место в образовательном учреждении или не найдет работу;
- установить обязательное сопровождение на момент прохождения общих медицинских обследований, лечения или пребывания на реабилитации.
Эти моменты позволяют повысить показатели по работе с детьми, поскольку нередки случаи, когда элементарные действия по устройству ребенка в семью не выполняются в полной мере или должным образом.
Данные поправки предполагают тщательность работы сотрудников этих организаций и результативность.
Его плюсы и минусы
После того, как был принят данный закон прошло всего два года, но даже за такой небольшой период времени было установлено немало плюсов и минусов в его работе.
В качестве положительных моментов следует отметить:
- изменение статуса детских домов, то повысило их привлекательность для родителей и комфортность условий пребывания детей;
- поле для проведения дискуссий и новых реформ в данной сфере;
- замечено повышение уровня усыновления детей, и даже тех, у которых есть инвалидность;
- изменение формы содержания детей — не коридорно-палатная, а групповая семейного типа;
- воспитатели не меняются, что способствует комфорту детей;
- обязательным становится фактор сохранения социальных связей — в плане родственных, семейных, дружеских.
Но существует и ряд недоработок, которые необходимо исправлять:
- создание частных домов для содержания детей-сирот и программ, по которым они будут функционировать;
- не указано моментов о пребывании ребенка за пределами организации попечения, что не позволяет на законодательном уровне контролировать данный процесс.
Оформление такого рода постановления было очень важным пунктом в работе исполнительной власти. Этот документ стал началом для реформирования положений законодательства в отношении детей-сирот.
Однако до конца сформировать четкое представление о всех сферах, которые затрагивает документ, невозможно. Необходимо проводить доработки и поправки, которые включали бы законы социального обеспечения детей и предоставления им прав на этом уровне.
Видео: положительные и отрицательные стороны Постановления 481 о деятельности организаций для детей-сирот
Основные преимущества и недоработки
Постановление, регулирующее изменения в работе детских учреждений, было принято ещё в 2015 году, но окончательно утверждено лишь в 2019 году. И, хотя прошло всего два года с периода принятия и введения его в работу, уже можно определить положительные и отрицательные стороны.
Плюсы постановления:
- иной статус для детских домов;
- повышение контроля над процессом усыновления;
- изменение условий содержания детей;
- полный контроль над этой категорией граждан.
Кроме того, обязательным фактором теперь считается сохранение семейных и родственных связей. Другими словами, ребёнок не оказывается больше оторванным от общества.
Но законопроект имеет и ряд недоработок, которые ещё только предстоит исправить. К ним относится создание функционирующих частных домов и других программ, направленных на содержание детей-сирот. Не рассмотрены моменты пребывания ребёнка за пределами попечительского учреждения.
Оформление данного документа — важный шаг вперед. Однако даже он пока не позволяет сформировать четкое представление о работе данной сферы.
ФОРМА МЕДИЦИНСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Медицинское заключение
о наличии (отсутствии) у несовершеннолетнего заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органа управления образованием от "__" __________ 20__ г. N _______ Выдано _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (полное наименование и адрес медицинской организации) по результатам медицинского освидетельствования _________________ ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, дата рождения несовершеннолетнего) пребывающего ____________________________________________________ ________________________________________________________________. (почтовый адрес места фактического пребывания) Медицинское освидетельствование проведено на основании постановления следователя (дознавателя) от "__" ______ 20__ г. ________________________________________________________________.
(Ф.И.О., должность лица и наименование органа, выдавшего
постановление о проведении медицинского освидетельствования) Результаты медицинского освидетельствования: ____________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ________________________________________________________________. (краткий анамнез, результаты медицинского освидетельствования) Врачебной комиссией по результатам медицинского освидетельствования установлено <*>: наличие (отсутствие) заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 518 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2873) (далее - Перечень); необходимость дополнительных консультаций врачей-специалистов и прохождения дополнительных обследований. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
(указывается заболевание в соответствии с Перечнем или необходимые дополнительные консультации врачей-специалистов и дополнительные обследования, дата, время, место их проведения) Председатель врачебной комиссии _______________ _________________________ (подпись) (ф.и.о.) Члены врачебной комиссии: ___________________ ____________________________________________
(подпись) (ф.и.о.) ___________________ ____________________________________________
(подпись) (ф.и.о.) М.П. <*> Ненужное зачеркнуть.
Положительные и отрицательные стороны данного законодательного акта
Несомненно, принятие такого документа содержит в себе положительные стороны. К ним следует отнести:
Закрепление на государственном уровне принципа семейности обустройства жизни детей. Поскольку сироты, оказавшиеся разлученными со своими родителями, находятся в угнетенном психо-физическом состоянии
Обстановка семейности, поможет быстрее осуществить психологическую адаптацию в новых условиях жизни.
Немаловажное значение имеет закрепление положения о предоставлении возможности изучать общеобразовательную программу за пределами организации, осуществляющей попечение за детьми. Нельзя не отметить, что данный пункт имеет очень большое влияние на социализацию данной категории детей, поскольку находясь за пределами учреждения, в котором он воспитывается, повышается уровень восприятия реальной жизни такими детьми;
Благодаря закреплению обязанности информирования организациями населения о проблемах сиротства, а также возможностей устройства таких детей в семьи повышается интерес общественности к этой проблеме, а также увеличивается шансы сирот обрести новую семью.
Однако, не смотря на очевидные плюсы документа, нельзя не сказать и нескольких минусах:
- В первую очередь это касается педагогического состава подобных организаций. Указанным документом не решена проблема соответствующей подготовки кадров. Нет механизмов внедрения новых технологий и новых воспитательных стандартов.
- Во-вторых, хоть документом и предусмотрена возможность обучения вне учреждения, занимающегося воспитанием детей, детские сады и школы не готовы к принятию таких учеников. Опять же, нет механизмов реализации этой идеи.
Таким образом, можно сказать, что Постановление N 481 хоть и имеет некоторые недочеты, однако в общем показывает положительную тенденцию участия государства в решении важных социальных проблем.
О проведении проверки согласно данного закона рассказано в следующем видеосюжете:
Что это такое
Данное постановление является проектом, которое позволяет оптимизировать работу отдельных организаций и добиться максимального эффекта. Программа нацелена на то, чтобы помочь детям найти новые семьи.
Программа была разработана на основании рекомендаций Минобрнаука России. Основными целями и задачами этого постановления правительства становятся:
- повышение эффективности программ по организации усыновления детей;
- организация устройства детей для воспитания в семьях;
- проведение адаптационных процедур;
- защита прав и свобод детей-сирот;
- поддержка детских учреждений для обеспечения нормальных условий проживания;
- установление условий, которые будут максимально приближены к семейным.
Согласно этому закону, Министерством регулируются такие области:
- Определять перечень тех видов работ, которые применяются по отношению к организациям, занятым детьми-сиротами и теми, кто остался без родительской опеки.
- Устанавливается и порядок работы таких организаций для детей, по какому алгоритму осуществляется прием малышей.
- На каких основаниях принимаются решения по размещению детей в разного рода организации — в зависимости от вида деятельности, услуг.
- Каким требованиям должно соответствовать заведения для содержания детей.
Эти нюансы позволяют руководить операциями не только по распределению бюджетных средств, но и по контролю за правильностью их расходования.
Поскольку в этом плане будет полная отчетность и условия содержания детей от этого улучшатся. Плюс, эффективность состоит в распределении детей по семьям — этот процесс также подлежит контролю и не допускает халатности и коррупции со стороны органов, в которых находятся дети.
Важные понятия
Рассмотрение такой темы предполагает ознакомление с рядом терминов:
Понятие | Значение |
Постановление | Документ, имеющий юридическую силу, который содержит определенную информацию и указания, обязательные к выполнению |
Дети-сироты | Это та категория детей, у которых нет родителей. Обязательным условием является смерть обоих родителей. Если же они живы, но лишены прав на малыша, то ребенка признают лишенным опеки, но не сиротой |
Несовершеннолетний | Человек, который не достиг определенного показателя по возрасту, ввиду чего набор его прав и обязанностей в государстве органичен. В России совершеннолетними считаются те, кто достигли 18 лет |
Реабилитация | Процесс, в ходе которого человек может получить набор необходимых услуг для восстановления каких-либо функций или показателей |
Основные положения
Данное постановление имеет ряд существенных изменений, которые будут влиять на всю работу организаций, в которых содержатся дети.
Согласно нормативно-правовому акту, устанавливается:
Набор действий, которые следует обязательно предоставляться детям-сиротам | Сюда относятся и те наборы услуг, которые оказываются через медицинские, социальные и образовательные учреждения. Поскольку воспитание здоровых и образованных детей является приоритетом |
Положения, согласно которым установлены основания для помещения ребенка в особые организации — под надзор | Существуют и варианты размещения таких детей в стенах детских организаций не только несовершеннолетних, но и после достижения ими совершеннолетия. Крайним сроком будет 23-летие |
По каким требованиям устанавливают набор услуг по организации жизни, воспитательных действий | Обычно применяется принцип совместного проживания. Основополагающими моментами будут факторы, что дети являются родственниками или воспитывались вместе |
Нормы по численности детей, которые могут находиться в одной группе | К примеру, установлен критерий, что при использовании квартирного типа в помещении может жить не более восьми детей. Если же детям не более четырех лет, то максимальное их количество в группе составляет шесть человек |
Составление плана требуется в рамках обеспечения для ребенка максимально удобных условий проживания и развития | Индивидуальный подход должен обеспечить быструю адаптацию и возможность его дальнейшего усыновления |
Требования по реабилитации касаются учреждений, которые занимаются детьми с какими-либо нарушениями здоровья | Ребенок с инвалидностью должен получить индивидуальную программу для прохождения реабилитационных мер после прохождения психологической, медицинской и педагогической экспертизы |
Организация работы с гражданами, которые хотят взять ребенка на воспитание | В ходе этих мер должны проводиться не просто консультации, а тщательная подготовка и работа с родителями и детьми, которых направляют в семьи |
Благодаря таким пунктам осуществляется повышение эффективности работы детских организаций такого рода.
ПЕРЕЧЕНЬ УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2768).
2. приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 137 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 10, ст. 998).
3. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2001 г. N 481» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 17, ст. 1686).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетического комплекса в российских кредитных организациях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2001 г. N 481» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 25, ст. 2510).
5. изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2008 г. N 734 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 40, ст. 4551).
6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 — 2011 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 748).
7. изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 г. N 441 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2869).
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 92» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2251).
9. изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с предоставлением из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 798 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4784).
10. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 92» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст. 322).
11. Пункты 1 и 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 3, ст. 545).