Федеральные органы государственной власти россии — особенности, описание и история

Содержание

Субъекты исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации:

  1. Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;
  2. равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются:

  1. Президент РФ;
  2. Правительство РФ;
  3. федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);
  4. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
  5. главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы администраций);
  6. правительства субъектов РФ;
  7. иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

  1. число госслужащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);
  2. субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются «административным» нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;
  3. должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;
  4. органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;
  5. государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.

Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. Решение этой задачи обеспечивается таким институтом в системе государственного управления, как государственная служба.

показать содержание

Обзор документа

Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Минздравсоцразвития России преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ. Определены полномочия новых органов. Так, координация деятельности ПФР и ФСС России возложена на Министерство труда и социальной защиты России, а ФФОМС — на Министерство здравоохранения РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития переименована в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Роструду переданы функции по надзору в сфере соцзащиты населения.

Установлено, что в ведении Министерства здравоохранения России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ФМБА России, в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ — Роструд.

Образован новый орган — Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Заново создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ранее оно было упразднено).

Министр РФ по развитию Дальнего Востока одновременно является полномочным представителем Президента нашей страны в ДФО.

Указанному Агентству переданы полномочия Минрегиона России по оказанию госуслуг, управлению госимуществом в сфере строительства, градостроительства и ЖКХ. Оно подчиняется Минрегиону России, координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Минспорттуризм России преобразован в Министерство спорта РФ. Его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профвозможностей переданы Минобрнауки России. Что касается полномочий Минспорттуризма России по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране, они переданы Минкультуры России.

Росмолодежь переподчинено Минобрнауки России, а Ростуризм — Минкультуры.

Минсельхозу России переданы полномочия по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и др.

Деятельностью Росрыболовства теперь руководит Минсельхоз России, Роспатента — Минэкономразвития России, Рослесхоза — Минприроды России. Росфинмониторинг подчиняется Президенту, а не Правительству нашей страны.

Определено, что деятельностью Росстата, ФМС России, Роспотребнадзора, Рособоронзаказа руководит Правительство РФ.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Особенности работы правительства

Прежде всего стоит отметить, что деятельность исполнительных органов власти может осуществляться по коллегиальным принципам. То есть решения в соответствующих структурах могут приниматься только на заседаниях с участием компетентных лиц. К таким органам относится правительство РФ. Все ключевые вопросы, находящиеся в сфере его компетенции, принимаются на заседаниях с участием министров.

Поскольку правительство РФ является высшей исполнительной структурой, в его полномочиях находится обеспечение исполнения положений главного закона государства — Конституции РФ. Кроме того, правительство должно осуществлять мониторинг исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов. В данном направлении деятельности власти могут контролировать работу органов управления как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Решая поставленные задачи, правительство часто взаимодействует с другими властными структурами. Прежде всего — с президентом. Можно отметить, что у главы государства есть право посещать заседания правительства. Обязательными к исполнению соответствующим органом власти РФ являются указы президента.

Кроме того, правительство активно взаимодействует с парламентом РФ. В частности, оно вправе назначать собственных представителей в законодательные органы власти. В компетенции правительства — внесение на обсуждение в Госдуму законопроектов, направление отзывов об НПА в структуры парламента.

Правительство также выстраивает правоотношение с судебными структурами. Так, в Конституционном суде РФ есть представитель от высшей исполнительной структуры. Правительство решает задачи, связанные с исполнением решений, издаваемых судами. В компетенции высшего исполнительного органа — вопросы финансирования деятельности судов РФ.

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Заседания высшего исполнительного органа

Правительство собирается минимум один раз в месяц. Присутствует специальный Регламент, закрепляющий ряд обязательных норм. На собраниях обсуждаются темы, связанные с реализацией полномочий ИВ. Обязательной составляющей правительства выступает президиум, решающий актуальные и оперативные моменты. Согласно статье 115 Конституции, реализация правительством государственной политики осуществляется на основании издания правовой документации двух форм:

постановления имеют наиболее важное значение. Утверждаются на заседаниях голосованием, заверяется председателем и его заместителем;
распоряжение оформляется по актуальным и оперативным вопросам.. Также важным аспектом выступает контроль за их выполнением

Помимо разработки, на правительство возлагается обязанность следить за реализацией положений документации. Считается, что это способствует достижению быстрого и правильного результата, поскольку контроль часто ложится на те же инстанции, которые издали соответствующую нормативную базу. Вынесенные в ходе заседаний положения обязательно реализовываются на территории РФ всеми субъектами и уполномоченными органами

Также важным аспектом выступает контроль за их выполнением. Помимо разработки, на правительство возлагается обязанность следить за реализацией положений документации. Считается, что это способствует достижению быстрого и правильного результата, поскольку контроль часто ложится на те же инстанции, которые издали соответствующую нормативную базу. Вынесенные в ходе заседаний положения обязательно реализовываются на территории РФ всеми субъектами и уполномоченными органами.

Если постановления ИВ противоречат Конституции, президентским указам, федеральным законам, глава государства вправе их отменить.

Статья 115 Конституции РФ

Подразделения

Существуют следующие виды структурных единиц:

1. Руководство. Оно включает в себя непосредственных начальников и их заместителей. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельную единицу. Заместители разделаются на:

  • первых, осуществляющих полномочия начальников в полном объеме на случай их отсутствия;
  • простые;
  • решающие определенный круг вопросов.

2. Отделы:

  • оперативные, решающие текущие вопросы, касающиеся деятельности органа;
  • функциональные, в ведении которых находятся обособленные задачи, не связанные прямо с целями работы института (бухгалтерия, к примеру);
  • территориальные;
  • вспомогательные и материально-технические.

Отличия от госуправления

Государственное регулирование и исполнительная власть характеризуются единой основой. Вместе с этим следует учитывать, что исполнительно-распорядительная деятельность (управление) в большей степени выступает как организационно-правовая категория, а работа по реализации исполнительной власти — политико-правовая. Госуправление является более широким понятием. Исполнительная же власть в определенной степени является производной от него системой.

Она призвана определять характер и объем полномочий, которые реализуются в рамках управления. Вместе с этим госрегулирование выступает как вид деятельности, направленный на практическое воплощение, претворение в жизнь исполнительной власти. Последняя составляет суть управленческой работы. Исполнительная власть выражает, главным образом, ее функциональную направленность. Это означает, что все ее субъекты выступают и звеньями госуправления. Вместе с этим не все элементы могут являться таковыми в конституционном смысле. Например, не могут выступать такими звеньями администрацию госорганизации или концерна.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

  • Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
  • Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
  • В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
  • Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
  • Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.

Возникновение исполнительного органа власти

Многие современные страны выступают в качестве устоявшихся структур, управление внутри которых происходит на высшем уровне

Но, важно отметить, что так было не всегда. В самом начале государства в виде форм организации общества не существовали вовсе

Так, люди просто образовывали маленькие родоплеменные общины, контроль в которых основывался на моральных нормах. В то время данный вид организации общества вполне удовлетворял потребности человека. Но во время регулирования работы множества людей данный вид общины стал совершенно бесполезен. И это повлияло на смену формации. Появилось государство. В государстве существует множество направлений деятельности, которые отвечают за здоровое функционирование страны. Так, особую роль играют ведомства исполнительного характера.

Изначально не было разделения государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные. Такая классификация говорит о проявлении принципа разделения управления государством. Его разработка была осуществлена в период Нового времени при помощи теоретической работы Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. Со временем этот принцип очень быстро прошел процесс модернизации. Сегодня его применяют в большинстве стран в виде своеобразной основы работы государственных органов

Основная мысль данного принципа заключалась в том, что власть – это системное явление, которое важно осуществлять на коллегиальной основе. Кроме того, когда управление сосредотачивается в руках одного человека или же правящего верха, это негативно сказывается на жизни страны

Замечание 1

Такая система не дает возможности думать о интересах всего населения, и качественно контролировать его работу. Таким образом, на сегодняшний день данный принцип нашел активное применение и развитие в большинстве стран мира.

Судебная власть

Судебная власть в России осуществляется при помощи различных видов ответственности:

  • Уголовное.
  • Административное.
  • Гражданское.
  • Конституционное.


Рис. 5. Судебная власть Российской ФедерацииМетод наказания зависит от степени тяжести нарушения.Данный тип власти основан на действии двух основных частей:

  1. Конституционный суд РФ. Он является независимым и самостоятельным органом судебной власти, имеющим возможность осуществлять судопроизводство, опираясь на Конституцию.
  2. Верховный суд РФ. Это главный суд для разрешения всех гражданских вопросов, которые включают в себя административные нарушения, уголовные преступления, разрешение споров.

В Конституции Российской Федерации четко прописаны все права и обязательства, которые имеют отношение к данной власти. В частности это:

  • Устройство судов.
  • Лица, способные представлять суды.
  • Финансирование правосудия.
  • Вынесение окончательного вердикта после тщательного расследования и выслушивания обеих сторон.


Рис. 6. Прокуратура Российской ФедерацииВ свою очередь, судебная система состоит из трех основных частей:

  1. Суды общей юрисдикции. Ее целью является разбор уголовных или гражданских вопросов, которые возникли непосредственно из административных нарушений. Они решают, сколько лет тюремного заключения дать преступнику или применить по отношению к нему какое-нибудь другое наказание.
  2. Конституционная юстиция. Ведет контроль над всеми уставными судами, расположенными на территории РФ, но при этом не является единым целым с Федеральным судом.
  3. Арбитражные суды. Они включают в себя все суды республик, федеральных округов или иных субъектов России.

На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система государственных органов власти представляет собой сложную структуру. Каждая составляющая этой структуры является самостоятельной, но действует в строго ограниченных рамках. Деятельность одних органов контролируется другими, но над всеми ними стоит верховный начальник — президент.Лучше разобраться во всех тонкостях и структуре системы органов государственной власти РФ, их функциях вам поможет нижепредложенное видео.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

  4. Дает толкование Конституции РФ.

  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Признаки и функции исполнительной власти в России

Правительство РФ создает единство системы ИВ, формирует ее и следит за работой отдельных органов. Оно передает субъектам на региональном уровне часть своих функций, опираясь на соответствующие соглашения.

Признаки ИВ в РФ:

  • выступает обособленной ветвью госвласти, при этом пребывает в подчинении у законодательной;
  • отличается организованной системой элементов;
  • работа носит распорядительно-исполнительный характер, она постоянна и не прерывается;
  • обладает материальной базой и властно-принудительными правами.

К функциям и полномочиям российской ИВ относятся:

  • управленческая работа, реализующая госполитику в различных направлениях общественной жизни (образовательном, здоровьеохранном, научном, культурном и так далее);
  • регулирование экономики, передвижения товаров, услуг, финансов;
  • организация внешней политики РФ, обеспечение оборонного потенциала государства. Руководители военных ведомств подчинены президенту РФ, но весомые полномочия возлагаются и на ИВ. Последняя занимается снабжением оружием, техникой ВС, их материальной поддержкой, охраной границ государства. Правительство регулирует работу ФСБ с элементами ИВ;
  • составление бюджета страны и контроль за его реализацией, предоставление отчета в Госдуму. Высший орган ИВ решает вопросы снижения дефицита бюджета, бесконтрольного роста его расходов;
  • проведение денежного и финансово-кредитного регулирования;
  • контроль за следованием нормам законодательства;
  • гарантия безопасности граждан, противодействие преступности, охрана интересов населения;
  • нормотворчество. Правительство вправе самостоятельно подготавливать законопроекты и представлять их в Госдуму;
  • создание целевых программ на федеральном уровне;
  • формирование условий для предпринимательства за счет реализации принципов рыночной экономики;
  • управление собственностью на федеральном уровне;
  • принятие мер по нормализации экономического положения в стране, исполнение гарантий по материальному и соцобеспечению различных категорий населения.

Главенствующая роль в реализации ИВ в РФ отводится правительству, решающему вопросы государственного значения. Министерства и ведомства пребывают в подчинении у высшего органа и выполняют часть возложенных на них задач. Общая структура элементов ИВ формируется после избрания президента РФ и утверждения председателя правительства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.