Объекты земельных правоотношений

Содержание

Порядок действий

Административное обследование объектов земельных отношений включает в себя следующий алгоритм действий:

  1. Поступление жалобы, на основании которой выносится распоряжение о назначении соответствующего исследования.
  2. Назначение специалиста, который будет заниматься данным вопросом.
  3. Осуществление запросов с целью получения необходимой информации и выполнение сотрудником иных действий надзорного характера.
  4. При выявлении недостатков в эксплуатации участка составляется акт административного обследования объекта земельных отношений. На основании этого документа виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. В отсутствие нарушений оформляется заключение об этом факте.

Понятие и особенности земельных правоотношений

Земельные отношения – это регулируемые нормами профильного законодательства общественные отношения, субъекты которых являются потенциальными или фактическими носителями определенных прав и обязанностей.

Понятие земельных правоотношений закреплено в статье 3. В ней указано, что имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением наделами земли, а также порядок совершения сделок с этим видом недвижимости регулируется нормами гражданского права если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или законодательством:

  • земельным,
  • лесным,
  • водным,
  • о недрах,
  • об охране окружающей среды.

Информация о том, какие правоотношения регулирует земельное законодательство, изложена в пункте 1, статьи 3 ЗК РФ.

Отношения, возникающие в процессе использования земли, имеют ряд особенностей, главной из которых является их объект. В этом качестве выступает земля, как природный ресурс (объект).

Субъекты этого вида правоотношений имеют специфический правовой статус. Такие отношения могут быть:

  • публичными,
  • частноправовыми.

Земельные общественные отношения складываются между гражданами, предприятиями или организациями и органами власти. Они касаются распределения, использования и охраны земли и регулируются нормами профильного законодательства.

Особенный статус в таких правоотношениях имеет государство, субъекты РФ и органы местного самоуправления. Они могут выступать в качестве:

  1. Регулятора правоотношений, возникающих относительно участков, которые расположены на подведомственной им территории и находятся под их юрисдикцией. Правительство осуществляет общее и муниципальное регулирование земельных отношений. Оно принимает нормативные акты, которые носят властный характер, например, требования по охране природы.
  2. Собственника земли. Их полномочия предусмотрены статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 Земельного Кодекса РФ

1. Правоспособность как граждан, так и юридических лиц, участвующих в земельных отношениях, устанавливается в соответствии с ГК РФ. Им же закреплены допустимые организационно-правовые формы юридических лиц, которые также могут иметь значение для отношений по поводу земли, например, по ЗК РФ земельные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам только определенных организационно-правовых форм.

Граждане в земельных отношениях в определенных случаях могут выступать и как индивидуальные предприниматели, если они зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Например, п. 6 ст. 69 ЗК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели могут проводить любые работы по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено специальными законами. Особенности земельных отношений граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, урегулированы в специальных законах.

Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух разных качествах. С одной стороны, они являются носителями властных полномочий и осуществляют нормативное регулирование земельных отношений на находящейся под их юрисдикцией территории, с другой стороны, они выступают как собственники земельных участков, и в этом случае они являются равными с гражданами и юридическими лицами участниками земельных отношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. Иностранцы, так же как лица без гражданства и иностранные юридические лица, являются участниками земельных отношений, на которых распространяются все установленные законом права и обязанности. Единственное, в чем могут быть установлены ограничения для данных субъектов, — это в приобретении ими земельных участков в собственность, и такого рода ограничения должны быть закреплены в нормативных правовых актах не ниже уровня федерального закона.

К настоящему времени запрет на приобретение земельных участков в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами установлен Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ (п. 5 ст. 3) в отношении земель приграничных территорий до установления их перечня Президентом РФ Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» — в отношении особо охраняемых природных территорий и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — в отношении земельных участков из данной категории земель. Причем согласно ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не только указанные выше лица, но и юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

3. Пункт 3 комментируемой статьи унифицировал систему терминов для обозначения обладателей указанных прав. Земельный кодекс ввел единообразие в использовании понятий, обозначающих участников земельных отношений, и, хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи упоминается о том, что эти понятия и определения используются для целей настоящего Кодекса, в настоящее время даваемая Кодексом трактовка соответствующих понятий является общепринятой для законодательства и актов судебных органов.

Субъекты земельного права

Субъектами земельного права являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты. Чтобы участвовать в земельных отношениях, гражданин должен быть правосубъектным, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью. В ГК РФ даны понятия «правоспособности» и «дееспособности» в ст. 17 и 21. Данные определения применимы в земельных отношениях.

Определение 2

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.

Качество является врожденным и принадлежит человеку по естественному праву. С наступлением совершеннолетия возникает способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности. Это называется гражданской дееспособностью, возникающей с наступлением 18-летнего возраста. Если гражданин вступил в брак раньше 18-летнего возраста, он считается дееспособным с момента вступления в брак.

В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.

Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.

Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.

Замечание 2

РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.

Иностранные граждане и юрлица тоже могут быть субъектами прав. Раньше иностранцами могла оформляться собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. В новом ЗК говорится о том, что граждане и юридические лица других государств могут приобретать в собственность земельные участки, но с ограничениями. Существует список территорий вблизи границ РФ, где представитель других государств не вправе приобретать землю.

Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.

ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Процедура регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования земли

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством. Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики. Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  1. Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  2. Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
    • рекомендательный,
    • санкционирующий,
    • делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это предусмотрено статьей 72 . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  1. Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  2. Специальной. Они подразделяются на:
    • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
    • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел.

Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий. При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах.

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.

Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.). Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства — тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория — пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.

Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Классификация отношений

Земля как объект земельных отношений может быть рассмотрена с различных позиций осуществления прав и обязанностей участников земельных правоотношений. Отсюда и существует большое количество классификаций последних.

По основным институтам земельные правоотношения делятся на:

  1. Правоотношения собственности. Возникают они при купле-продаже земли или иных сделках, при реквизиции и конфискации участков, при приватизации наделов.
  2. Правоотношения землепользования. Землепользование может иметь место при эксплуатации собственником своего участка, а также при передаче собственником земли в пользование другому лицу. Тут землепользование может быть срочным или бессрочным, пользованием землями сельскохозяйственного назначения или лесным фондом и т.д.
  3. Правоотношения государственного земельного управления. Это деятельность государственных или местных органов по землеустройству, контролем и охраной за использованием земель, привлечением нарушителей закона к юридической ответственности.
  4. Правоотношения в области охраны земли. Это отношения, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли, на восстановительные мероприятия на территориях, загрязнённых или заброшенных.
  5. Правоотношения юридической ответственности. Возникают, когда нарушаются нормы земельного права, права и обязанности собственников или владельцев земель.

По назначению земель различают следующие правоотношения:

  • населенных пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • промышленности, энергетики, обороны, транспорта и иных специальных назначений.

Например, на землях населенных пунктов могут быть территории под строительство ИЖС. Использование земли не по целевому назначению является правонарушением.

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Также по виду норм права отношения бывают материальными и процессуальными, по степени правомерности – правомерными и неправомерными, по степени взаимной обязанности участников – отношениями равноправия и отношениями подчиненности.