В каком случае проводится квалификационный экзамен?

СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

3.1. Квалификационный экзамен в зависимости от области профессиональной деятельности может включать в себя один или несколько видов аттестационных испытаний, направленных на оценку готовности обучающихся, завершивших освоение образовательной программы, к реализации вида профессиональной деятельности:теоретический экзамен — итоговый тестовый контроль по всем темам цикла (устная форма)выполнение квалификационной работы (практического задания)

3.2. Теоретический экзамен должен определять уровень усвоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой и квалификационными требованиями.

3.2.1. В теоретическую часть квалификационного экзамена включаются вопросы и задания:демонстрирующие изменение профессиональной компетентности обучающихся в рамках изучаемой программы;позволяющие определить уровень усвоения обучающимся учебного и практического материала (углубленное изучение актуальных проблем, приобретение профессиональных навыков соответствующих квалификационному разряду);

3.3. При проведении практической части квалификационного экзамена учитывается внешний вид обучающегося способность провести опрос, диагностику кожи, выбрать необходимые средства для проведения процедуры, а также осуществить манипуляции: демакияж, глубокое очищение, тонизация, окраска бровей и ресниц, ультразвуковая чистка, классический массаж лица, шеи и декольте (по методу Ахабадзе), нанесение пластифицирующей маски, завершение процедуры. А также соблюдение всех необходимых норм асептики и антисептики, техники безопасности при выполнении процедуры.

3.4. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

  • экзаменационные билеты;
  • оборудование, материально-техническое оснащение;
  • наглядные пособия,
  • материалы справочного характера,
  • нормативные документы, государственные требования, обязательные при реализации соответствующих образовательных программ, разрешенные к использованию на экзамене;
  • ведомость, протокол заседания аттестационной комиссии, иные формы и бланки, необходимые для проведения и регистрации результатов квалификационной аттестации;
  • другие необходимые нормативные и организационно-методические документы.

3.5. Председатель аттестационной комиссии перед началом квалификационного экзамена проводит инструктаж по содержанию и технологии оценивания образовательных результатов, распределяет функции членов аттестационной комиссии, консультирует их по возникающим организационным и методическим вопросам.

3.6. В ходе квалификационного экзамена экзаменующиеся выполняют практические и теоретические задания на протяжении времени, отведенного на аттестационное испытание (8 ак. часов) в комплекте оценочных средств.

3.7. Квалификационный экзамен считается правомочным, если в его проведении участвуют не менее 2 членов аттестационной комиссии и председателя комиссии.

3.8. Решение аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании на основании подсчета результатов по инструкциям и/или установленным критериям оценки. При равном числе голосов голос председателя является решающим.

3.9. Оцениваются знания по вопросам билета, способность раскрыть тему, умение пользоваться профессиональными терминами, понимание сути вопроса, знание современных тенденций косметологии.

3.10. Итоговый тестовый контроль оценивается по количеству баллов.

  • 90-100% отлично
  • 80-89% хорошо
  • 75-79% удовлетворительно
  • ниже 75% неудовлетворительно
  • В каждом вопросе теста: все пункты отмечены правильно – 2 балла, часть отмечена правильно – 1 балл, все ответы не верны – 0 баллов)

3.11. Результатом оценивания является суждение членов аттестационной комиссии: бал/зачет, сдал/не сдал и решение о выдаче/отказе в выдаче соответствующего документа об образовании (свидетельства о присвоении профессии).

3.12. Регистрация и документирование результатов квалификационного экзамена производится посредством заполнения журнала и общего протокола экзамена, в том числе и в случае отрицательной оценки по результатам квалификационного экзамена (с указанием системы оценивания бал/зачет, сдал/не сдал).

Виды квалификационного экзамена в СПО

В зависимости от специальности квалификационное испытание в СПО может включать проверку теоретических знаний в форме устного опроса или письменного (как вариант – электронного) тестирования. Практическая часть обязательна для всех направлений профессиональной деятельности и проводится в одном из трех форматов:

Практические задания

Результаты, представленные студентом экспертной комиссии, сопоставляются с эталонными стандартами, прописанными ФГОС. Практическое задание может быть объемным комплексным или состоящим из серии нескольких последовательных задач.

Защита курсового проекта или работы

При оценке учитывается актуальность темы и практическая значимость результатов для решения приоритетных отраслевых профессиональных задач, стоящих перед заказчиком подготовки кадров и организациями, в которых проходит производственная практика.

Защита портфолио

Если прикладная часть квалификационного экзамена СПО проходит в виде защиты портфолио, испытание может включать несколько этапов, а итоговое оценивание проводится на основе суммирования результатов каждого из них.

Некоторые этапы могут осуществляться дистанционно, без участия комиссии. Полученные результаты необходимо отобразить в портфолио на электронном носителе.

Оценивание проводится на основе соответствия данных портфолио установленным государственным стандартом требованиям.

Порядок проведения квалификационного экзамена госслужащих

Сотрудники государственных органов обязаны периодически сдавать квалификационные экзамены. С их помощью проводится оценка профпригодности и возможности присвоения очередного классного чина.

  1. Экзамен сдается всеми служащими с нелимитированным сроком полномочий. Работники, нанятые на ограниченный период, квалификационные испытания не проходят.
  2. Аттестация госслужащих назначается по просьбе сотрудника не позже чем через девяносто дней после подачи прошения о присвоении классного чина и проводится специальной комиссией.
  3. Форма проведения установлена федеральными законами. Главная цель испытаний – оценка профессиональных качеств госслужащего.
  4. Результаты могут быть обжалованы в соответствии с существующими законодательными нормами.

В каком случае проводится аттестация госслужащих и квалификационного экзамена определяет указ президента РФ.

Формы

Формат проведения может быть различным:

  • собеседование;
  • тестирование;
  • ответы на экзаменационные билеты.

Для проверки профессиональных качеств используется только одна из форм проведения квалификационного экзамена.

Тестирование

Может проводиться двумя способами:

  • на компьютере – наиболее популярный сегодня вариант, для него задействуются специальные программы;
  • заполнение бумажного бланка – ответы на вопросы по типу ЕГЭ.

Тесты должны включать вопросы из области права (по госуправлению, административной деятельности, способам противостояния коррупции), сферы законодательства и различных нормативных актов, необходимых для работы в конкретной области, а также задания, с помощью которых можно проверить умения экзаменуемых использовать знания на практике.

Собеседование

Собеседование – распространенный способ проведения экзамена. Несмотря на кажущуюся простоту, процедура требует тщательной подготовки и состоит из двух этапов:

  1. Комиссия зачитывает отзыв о госслужащем, составленный его начальством.
  2. Диалог в формате «вопрос-ответ».

Члены комиссии имеют право задавать только вопросы, касающиеся профессиональной деятельности госслужащего.

Как поступить на государственную службу?

Граждане смогут начать служить государству, если успешно пройдут конкурсный отбор

Во время оценки соискателей обращают внимание как на личные качества, так и на уровень профессионализма. Конкурс состоит из двух частей

Шаг первый. На официальных государственных порталах появляется объявление о существующей вакансии и о начале приема бумаг для прохождения отбора. Помимо этого в сообщении указывается:

  1. Название вакантной должности;
  2. Какие требования предъявляются к кандидату;
  3. Условия работы;
  4. Когда будет осуществляться прием документов претендентов;
  5. До какого числа претендент может сдать документы;
  6. Когда, где и как будет проходить отбор;
  7. Остальная важная информация.

Сведения, которые предоставляет конкурсант, проходят обязательную проверку.

Шаг второй. Для проведения отбора формируется специальная комиссия

Она оценивает соискателей, принимая во внимание:

  • наличие документов об образовании;
  • продолжительного прошлого профессионального опыта.

Также может быть проведено:

  • интервью с кандидатом;
  • участие в групповых дискуссиях.
  • заполнение анткетного листа;
  • тесты;
  • написание рефератов.

Комиссия выносит решение принимать претендента на свободный пост или нет. Также спецкомиссия может порекомендовать включить в резерв конкурсанта, который произвел положительное впечатление, но соревнование не выиграл.

По итогам конкурса оформляется акт о принятии лучшего кандидата на работу. С ним заключают срочный контракт.

Конкурс запрещается проводить, если пост предполагает работу с гостайной. Кроме того подбор кандидатов не осуществляется при приеме гражданина из резервного состава, при назначении руководителей, при подписании трудового контракта на определенный срок и т.д.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о квалификационном экзамене (далее Положение) Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Образовательный центр Натальи Панариной» (далее – Центр) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом и иными локальными актами Центра.

1.2. Настоящее Положение определяет, условия и порядок оценивания знаний и умений обучающихся, организацию итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Оценка качества усвоения обучающимся содержания учебной программы по окончанию их изучения проводится с целью:

  • повышения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся;
  • повышения качества знаний обучающихся;
  • повышения объективности оценки знаний и умений обучающихся;
  • повышения ответственности преподавателей и обучающихся за качество освоения образовательной программы;
  • определение эффективности работы коллектива Центра;
  • установление фактического уровня теоретических и практических знаний обучающихся учебного плана, их умений и навыков и соотнесение этого уровня с требованиями образовательных программ.

Понятие квалификационного экзамена

Квалификационный экзамен — это процедура, которая осуществляется с целью оценки необходимых каждому работнику государственных органов знаний и опыта. Систематический контроль компетенции позволяет оценить профессионализм сотрудника и целесообразность присуждения ему следующего звания. Регулируется статьей сорок девять федерального закона №79-Φ3 от двадцать седьмого июня две тысячи четвертого года.

Статья 49 N 79-ФЗ о проведении квалификационного экзамена для гражданских служащих

Экзамен обычно проводят, когда:

  • период трудовой деятельности в текущем звании истек и нужно получить новый;
  • прошло полгода после последнего проваленного экзамена;
  • для присвоения звания новичку спустя 3 месяца после начала работы (если не был назначен испытательный срок);
  • для присвоения звания после окончания испытательного периода.

Квалификационный экзамен в вузах

В последние годы активно обсуждается вопрос введения квалификационного экзамена для выпускников вузов. Пока оценка профпригодности бакалавров и магистров проводится в тестовом режиме в педвузах или на добровольных началах и в качестве вспомогательного мероприятия анализа востребованности молодых специалистов с дипломами университетов и институтов на российском рынке труда.

В июне 2017 года экспериментальный квалификационный экзамен в Москве провели Рособрнадзор и столичное правительство. Свои умения демонстрировали дизайнеры одежды, материаловеды, технологи производства композитов, проектировщики САПР, инженеры – химики и экологи, специалисты по информационной безопасности. Экспертами-экзаменаторами были представители «Лаборатории Касперского», «Объединенной авиастроительной корпорации», Faberlic, Acronis, «Препрег-СКМ».

С 2017 года госэкзамены уже не финальная точка обучения в мединституте. Минздрав вводит новый порядок допуска медиков к практике – аккредитацию специалиста, которая представляет собой трехуровневый квалификационный экзамен:

  1. На первом этапе сдается тест, похожий на школьный ЕГЭ. Каждый выпускник получает индивидуальный вариант заданий, составленный компьютером.
  2. Практический экзамен в симуляционно-тренинговом центре.
  3. Собеседование, в ходе которого надо продемонстрировать способность к клиническому мышлению, решая ситуационные задачи.

Квалификационный экзамен медиков принимают главврачи, завотделениями больниц, опытные практикующие доктора и другие независимые эксперты, но не вузовские преподаватели-теоретики. Без свидетельства о государственной аккредитации выпускник не сможет устроиться на работу и продолжить узкоспециальное обучение. Повторно сдать проваленные испытания можно не раньше чем через месяц.

В 2018 году госаккредитацию также будут проходить выпускники медицинских колледжей, а с 2019 года – и врачи, заканчивающие учебу в ординатуре. С 2020 года квалификационный экзамен обяжут сдавать раз в пять лет всех работающих докторов – для них сделали исключение: без первого ЕГЭ-этапа.

В сентябре 2017 года столичный департамент здравоохранения запустил проект «Московский врач», в рамках которого практикующие медики добровольно проходили оценочное тестирование. Успешно справившиеся с профильными испытаниями получили ежемесячную надбавку к зарплате в 15000 рублей.

В целом, квалификационный экзамен госслужащих, выпускников колледжей или вузов – это эффективный инструмент проверки и подтверждения знаний, навыков и умений молодых и опытных специалистов.

Сколько нужно служить, чтобы получить следующий чин?

Для каждого государственного поста определен свой временной промежуток нахождения в ранге. Периоды службы определяют как законы, изданные на государственном уровне, так и региональные законы. Продолжительность работы в каждом ранге перечислены в пунктах с девятый по одиннадцатый указа №113 от первого февраля две тысячи пятого года.

П-п 9-11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов

Таблица 1. Периоды службы, после которых присуждается очередной классный чин.

Наименование классного чина Период нахождения на службе
секретарь третьего и второго уровня минимум один год
референт третьего и второго уровня минимум один год
советник третьего и второго уровня минимум два года
госсоветник третьего и второго уровня минимум один год
секретарь первого уровня сроков нет
референт первого уровня сроков нет
советник первого уровня сроков нет
госсоветник первого уровня сроков нет

Также назначение следующего ранга может служить наградой:

  1. До того, как период службы в данном звании подойдет к концу. Сотрудник обязательно должен отработать минимум полгода в текущем ранге. Присуждается исключительно соседний классный чин.
  2. После того, как сроки работы в данном ранге истекли, возможно присуждение звания на один уровень выше, чем положено. Чин дается только в пределах группы, к которой относится должность.

Когда госслужащий выходит на пенсию, его чин остается за ним

Когда работник покидает службу, в том числе в связи с наступлением пенсионного возраста, его чин остается за ним. Если человек вновь поступит на госслужбу, его звание восстанавливается. Человек может лишиться чина, только если серьезно нарушит закон.

Похожие термины:

  • единый квалификационный экзамен для руководителей и специалистов, в том числе контролеров, организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, а также для индивидуальных предпринимател

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего, среднего звена и контролеров организаций, осуществляющих деятельность в качестве брокеров или дилеров, а также для индиви

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего, среднего звена и контролеров организаций, а также для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в кач

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего, среднего звена и контролеров организаций, осуществляющих деятельность в качестве организаторов торговли.

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего и среднего звена, а также специалистов, в том числе контролеров, организаций, осуществляющих клиринговую деятельность.

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего, среднего звена и контролеров организаций, осуществляющих депозитарную деятельность.

  • специализированный квалификационный экзамен для руководителей высшего и среднего звена, а также специалистов, в том числе контролеров, организаций, осуществляющих деятельность по ведению реест

  • специализированные квалификационные экзамены для специалистов брокеров или дилеров, осуществляющих торговлю: государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федераци

  • специализированные квалификационные экзамены для специалистов организаций, осуществляющих деятельность в качестве управляющих активами: паевого инвестиционного фонда (серия 2.1); инвестиционно

  • специализированные квалификационные экзамены для специалистов организаторов: биржевой торговли (серия 3.1); внебиржевой торговли (серия 3.2).

  • специализированные квалификационные экзамены для специалистов специализированных депозитариев: паевого инвестиционного фонда (серии 5.1); инвестиционного фонда (серии 5.2).

  • Квалификационный экзамен государственной службы

    государственная оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации государственного (муниципального) служащего, а также в целях присвоения государственному (муниципальному) служащему кл

  • государственная оценка уровня профессиональной подготовки и квалификации государственного (муниципального) служащего, а также в целях присвоения государственному (муниципальному) служащему кл

Квалификационные требования

Квалификационным требованиям к должностям гражданской службы относятся требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, а также профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В данные требования в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы входит наличие высшего или среднего профессионального образования.

Требования к стажу федеральных государственных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 <2>, а для должностей гражданских служащих субъекта РФ — законами субъектов РФ с учетом положений этого Указа. Так, данным Указом установлено, что для работы на ведущих должностях федеральной государственной гражданской службы необходим стаж работы на государственной гражданской службе (другой службе) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет, а для работы на старших и младших должностях федеральной государственной гражданской службы требования к стажу не предъявляются.

<2> «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Обратите внимание! Стаж государственной службы гражданского служащего имеет значение для получения права на замещение соответствующих должностей гражданской службы, надбавки за выслугу лет, а также вознаграждения при выходе на пенсию. Что касается профессиональной подготовки, она является одним из главных требований к государственному служащему

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа. На основании их утверждаются конкретные должностные обязанности служащих

Что касается профессиональной подготовки, она является одним из главных требований к государственному служащему. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа. На основании их утверждаются конкретные должностные обязанности служащих.

В целях определения качества теоретической и практической подготовки, опыта и профессиональных знаний служащего, оценки их соответствия установленным требованиям законодательством предусмотрено проведение аттестации или квалификационного экзамена.

При этом цель проведения аттестации — определение соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы (ч 1 ст. 48 Закона N 79-ФЗ). По результатам аттестации служащий может быть включен в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста, направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации или понижен в должности гражданской службы. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность он может быть освобожден от занимаемой должности (ч. 17 ст. 48 Закона N 79-ФЗ).

Основной целью проведения квалификационного экзамена является получение государственными гражданскими служащими очередного классного чина.

К сведению. Квалификационный экзамен проводится также для получения классных чинов (категорий) муниципальными служащими, медицинскими и иными работниками. Кроме этого, прохождение такого экзамена предусмотрено для получения определенного статуса (должности, специальности):

  • статуса адвоката (Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
  • должности судьи (Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • специальности аудитора (Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»); и др.

О классных чинах и стаже работы

Госслужащие подвергаются квалификационной проверке с целью определить необходимо ли им присуждать последующий, более высокий классный чин или нет.

Классный чин — это ранг сотрудника, трудящегося в российских органах государственной или муниципальной власти. Чины играют большую роль в государственной системе. Они показывают положение работников в иерархии органа, в котором служат. Являются показателем статусности и дохода сотрудника.

Звания госслужащих разделяют на две группы:

  • первичные — присуждается людям, которые в первый раз поступили на работу в государственный орган;
  • очередные — назначаются спустя определенное время трудовой деятельности, установленного для конкретного ранга.

Очередной классный чин присваивается только после того, как работник отслужил положенное количество лет и хорошо сдал квалификационную экзаменационную проверку. Это правило введено для того, чтобы стимулировать работников как можно лучше выполнять свои должностные обязанности и мотивировать их продвигаться по карьерной лестнице на одном и том же месте работы.

Очередной ранг не может быть присужден лицу:

  • у которого действительны непогашенные дисциплинарные взыскания;
  • в отношении которого назначена проверка;
  • против которого заведено уголовное дело.

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело